Foreversport.ru

Спорт, красота и Здоровье
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лфк при заболеваниях органов дыхания у детей

ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей

1. К специальным упражнения при острой пневмонии у детей не относятся:

а. общеразвивающие упражнения для мелких групп мыши

б. полное дыхание

в. увеличивающие подвижность грудной клетки и диафрагмы

г. с задержкой на вдохе

д. дыхательные упражнения с сопротивлением

2. К специальным упражнениям при экссудативном плеврите у детей относятся:

а. диафрагмальное дыхание

б. с максимальным растяжением грудной клетки

в. для мыши плечевого пояса

г. увеличение продолжительности выдоха

д. упражнений на велоэргометре

3. Задачи лечебной гимнастики при хронической пневмонии у детей предусматривают:

1. усиление окислительно-восстановительных процессов в организме

2. профилактику спаечного процесса и ателектазов

3. повышение резервных возможностей дыхательной системы

4. усиление дренажной функции бронхов

5. профилактику образования ателектазов

4. К специальным упражнениям при эмфиземе легких у детей относятся:

а. для мышц грудной клетки

б. дыхательные с удлиненным выдохом и диафрагмальное дыхание

г. упражнения для тренировки функции пищеварения

д. укрепление мышц бедра, голени

5. Задачи лечебной физкультуры у детей после пульмонеэктомии предусматривают:

а. улучшение вентиляции здорового легкого

б. улучшение дренажной функции бронхов

в. профилактику деформации грудной клетки

г. укрепление мышц тазового дна

6. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается:

а. укреплением мышц плечевого пояса

б. укреплением мыши спины

в. укреплением мышц передней брюшной стенки

г. увеличением подвижности позвоночника и грудной клетки

д. укреплением мышц разгибателей спины

7. Эндогенное дыхание по Фролову используют при заболеваниях:

а. Бронхиальная астма

г. Астматический статус

При пневмонии с целью дренажа используются следующие приемы массажа

9. Пауза между вдохом и выдохом используется в методике:

К аппаратному дыханию относятся:

11. Постуральный дренаж проводят:

12.Для активации дыхания при нижнедолевой пневмонии при проведении лечебной гимнастики руки пациента располагаются:

а. на плечевом поясе

б. на тазовом поясе

13.К противопоказаниям проведения лечебной гимнастики относиться:

14.Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов используются методики:

15.Для проведения дренажа используются ударный прием массажа:

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

№ вопросаПравильный ответ№ вопросаПравильный ответ
1Г9А
2абв10вг
3а-д11аг
4абв12а
5абв13бв
6Ав14абв
7А15б
8Г

1. Больной Н., 10 лет, находится в пульмонологическом отделении с диагнозом: хронический обструктивный бронхит в стадии обострения. Объективно: состояние удовлетворительное. Жалобы на затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Кожные покровы обычной окраски. При аускультации легких выслушиваются сухие свистящие хрипы. Температура 36,8ºС. ЧДД – 23 в мин., ЧСС – 68 уд./мин. АД – 125/75 мм рт. ст.

Оцените функциональное состояние, определите показания и противопоказания для занятий ЛФК. Назначьте рациональный двигательный режим, методику лечебной физкультуры и массажа. (ПК-6, ПК-8).

2. Больной П., 4 года, находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом: сухой плеврит. Пациент жалуется на боли в правом боку при дыхании, кашель, невозможность ночного сна на левом боку. Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, температура 37,6ºС, ЧДД – 29 в мин, учащенное, поверхностное, боли на высоте вдоха, кашель с выделением небольшого количества мокроты. АД – 120/80 мм рт. ст., ЧСС – 85 уд./мин.

Оцените функциональное состояние, определите показания и противопоказания для занятий ЛФК. Назначьте рациональный двигательный режим, методику лечебной физкультуры и массажа. (ПК-6, ПК-8).

Тема: ЛФК в педиатрии

Общие вопросы

1. Возможны следующие двигательные режимы в детской больнице:

а. постельный и палатный

2. Возможны следующие двигательные режимы в детской поликлинике:

3. К двигательным режимам в детском санатории относятся:

б. щадящий и щадяще-тренирующий

4. Общие принципы закаливания детей:

а. начинать закаливающие процедуры с комфортных температур

б. постепенно увеличивать силу закаливающего фактора

в. проводить закаливающие процедуры регулярно, без перерывов

г. выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма

5. К рациональному типу реакции ребенка на физическую нагрузку относятся:

6. Для профилактики осложнений длительного пребывания ребенка на постельном режиме выполняются следующие упражнения:

а. дыхательные с тренировкой диафрагмального дыхания

б. упражнения для дистальной мускулатуры конечностей

в. повороты на бок

7. В лечебной гимнастики при атонических запорах у детей показаны:

а. способствующие изменению внутрибрюшного давления

б. лежа на спине, на животе, на боку

в. в статическом напряжении мышц живота

г. легкие прыжки и поскоки

д. легкий бег трусцой

8. Физические упражнения у детей с болезнью печени и желчных путей способствует:

а. повышению внутри брюшного давления

б. понижению внутрибрюшного давления

в. массажу органов брюшной полости

г. ускорению желчевыделения

д. улучшению кровоснабжения в брюшной полости

9. Задачами лечебной гимнастики при ревматизме у детей являются:

а. создание наиболее благоприятных условий для работы сердца

б. улучшение функции внешнего дыхания

в. профилактика осложнений

г. постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы, к постепенно возрастающим физическим нагрузкам

10. Основные задачи в лечебной гимнастике при недержании мочи у детей:

а. общеукрепляющие воздействия на организм ребенка

б. укрепление мыши брюшного пояса

в. укрепление мышц тазового дна

г. укрепление дыхательной мускулатуры

11. Целью занятий лечебной гимнастикой перед операцией детям с врожденным пороком сердца с выраженной декомпенсацией кровообращения является:

а. активизация дыхания

б. улучшение периферического кровообращения

в. обучение специальному дыханию в сочетании с движениями,которые применяются в послеоперационном периоде

г. уменьшение насыщения крови кислородом

д. тренировки сократительной функции миокарда

12. К специальным упражнениям при ожирении относятся:

а. гимнастические упражнения для крупных мышечных групп

б. ходьба в среднем и быстром темпе

г. занятия на тренажерах

д. укрепление мышц живота

13. Лечебную физкультуру при диабете у детей применяют с целью:

а. для снижения сахара в крови

б. уменьшения дозы инсулярных препаратов

в. стимуляции использования сахара тканями

г. создание мышечного корсета

д. тренировка функции диафрагмы

14. Показания к назначению лечебной физкультуры при заболеваниях органов пищеварения у детей включают:

а. хронические гастриты, язвенной болезни желудка

б. хронические колиты

г. хронические холециститы

д. дискинезия желчевыводящих путей

15. В лечебной гимнастики при спастических запорах у детей показаны:

а. упражнения, способствующие расслаблению передней брюшной стенки

б. в диафрагмальном дыхании

в. с усилием мышц конечностей

г. с выраженным усилием мышц брюшного пресса

д. упражнения для мышц плечевого пояса

16. В лечебной гимнастики при атонических запорах у детей показаны:

а. способствующие изменению внутрибрюшного давления

б. лежа на спине, на животе, на боку

в. в статическом напряжении мышц живота

г. легкие прыжки и поскоки

д. легкий бег трусцой

26.Физические упражнения у детей с болезнью печени и желчных путей способствует:

а. повышению внутри брюшного давления

Читать еще:  Болезни сыпь на лице

б. понижению внутрибрюшного давления

в. массажу органов брюшной полости

г. ускорению желчевыделения

д. улучшению кровоснабжения в брюшной полости

18. Основные задачи в лечебной гимнастике при недержании мочи у детей:

а. общеукрепляющие воздействия на организм ребенка

б. укрепление мыши брюшного пояса

в. укрепление мышц тазового дна

г. укрепление дыхательной мускулатуры

19. При переломах трубчатых костей у детей задачи лечебной физкультуры предусматривают:

а. улучшение трофики тканей поврежденной конечности

б. стимуляции образования костной мозоли

в. профилактики тугоподвижности суставов

г. укрепление сердечно-сосудистой системы

5. улучшении функции кишечника

20. Задачами лечебной гимнастики при переломе позвоночника у детей являются:

а. улучшение кровообращения в области перелома

б. предупреждения атрофии мышц

в. восстановления правильной осанки и навыков ходьбы

г. укрепление мышц туловища

д. укрепление мышц живота

21. Задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки включают:

а. укрепление мышц разгибателей позвоночника и мышц живота

б. укрепление мышц сгибателей позвоночника

в. укрепление мышц поддерживающих свод стопы

г. укрепление мышц тазового дна

22. К специальным упражнениям в лечебной гимнастике при юношеском кифозе относятся упражнения для укрепления мышц:

а. поддерживающих свод стопы

б. разгибателей позвоночника.

г. брюшного пресса

д. ягодичных мышц

23. К задачам консервативного лечения врожденной мышечной кривошеи у детей относят:

а. улучшение трофики пораженной мышцы

б. уменьшение мышечного тонуса на здоровой стороне шее

в. уменьшение мышечной контрактуры

г. укрепление мышц живота

д. интенсивный массаж на больной стороне

24. К специальным упражнениям при плоскостопии у детей относятся:

а. упражнения для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы

б. упражнения, укрепляющие мышцы голени, бедра

в. упражнения, укрепляющие мышцы, поддерживающие позвоночник в правильном вертикальном положении

г. упражнения для укрепления мышц плечевого пояса

д. упражнения для укрепления тазового дна

25. Сколиоз — это:

а. искривление позвоночника во фронтальной плоскости

б. искривление позвоночника в сагиттальной плоскости

в. искривление в шейном отделе позвоночника

г. искривление позвоночника во фронтальной плоскости с наличием торсии позвонков

д. искривление позвоночника в грудном отделе без наличия торсии

26. По локализации выделяют следующие виды сколиозов:

27. Появление ядер окостенения подвздошных костей совпадает с:

а. началом пубертатного периода

б. завершением роста позвоночника

в. завершением пубертатного периода

г. серединой пубертатного периода

д. допубертатном периодом

28. К специальным упражнениям для детей сколиозом относят:

в. укрепляющих мышцы спины, поясницы, живота

г. увеличивающие мобильность позвоночника

д. на растяжение мышц разгибателей спины

29. Для занятий детям со сколиозом противопоказано:

а. художественная и спортивная гимнастика

б. тяжелая атлетика

г. стрельба из лука

30. Задачи лечебной гимнастики при ожоговой болезни:

а. нормализация крово и лифообращення в поврежденных тканях

Физкультура для всех:
для детей и взрослых

ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей

Лечебную физкультуру следует рассматривать как важный профилактический и лечебный метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей.

Особенно необходимо подчеркнуть большие возможности, заложенные в этом методе, при лечении хронических заболеваний органов дыхания, трудно поддающихся, как известно, медикаментозной и другой терапии. Эти трудности часто усугубляются тем, что у детей причиной или следствием многих заболеваний органов дыхания является неправильная постановка дыхания, расстройство его нормального механизма, функциональная слабость системы дыхания.

Мышечная система и органы дыхания всегда находятся в определенном соотношении между собой. Установлено, что кора головного мозга при мышечной работе оказывает не только пусковое, но и корригирующее влияние, обеспечивая адекватную данной работе легочную вентиляцию, кровоснабжение легких, темп и ритм дыхания; при этом устанавливается условнорефлекторная связь между привычными видами мышечной деятельности и дыханием. В детском возрасте эти отношения устанавливаются быстрее, чем у взрослых, что открывает большие возможности перед лечебной физкультурой; в частности, применение специальных дыхательных упражнений дает хороший результат.

У детей в связи с повышенной реактивностью организма любое заболевание органов дыхания быстро приводит к общим расстройствам организма, нарушениям функций всех систем и органов. Поэтому, применяя дыхательные упражнения, следует всегда учитывать, что их действие будет эффективно в том случае, если их будут применять на фоне упражнений с общим воздействием. Постепенная тренировка организма, построенная с учетом физиологических возможностей больного ребенка,— наиболее правильный путь использования физических упражнений с лечебной целью.

Следует иметь в виду, что лучшими дыхательными упражнениями являются ходьба и бег (конечно, соответствующим образом дозированные), при помощи которых достигают разносторонней тренировки органов дыхания.

При заболеваниях органов дыхания у детей лечебную физкультуру применяют с целью:

— восстановления основных функций центральной нервной системы, ее регуляторных механизмов, нарушенных в результате заболевания;

— борьбы с недостаточностью дыхания путем восстановления нарушенного физиологического акта дыхания, его ритма, глубины и дыхания носом;

— предупреждения морфологических изменений в легких (спаек, очагов ателектаза и гипостаза, слипчивых процессов);

— ускорения рассасывания инфильтратов, расправления сморщенных участков легочной ткани, восстановления нормального кровоснабжения, ликвидации застойных явлений в легочной ткани и дыхательных путях;

— выравнивания нарушений функций других систем и органов (сердечно-сосудистой), вызванных расстройством функций дыхания;

— общей тренировки организма, повышения тонуса больных, оздоровления их нервно-психической сферы.

Лечебная Физкультура при различных дыхательных заболеваниях

Образ жизни, экология, предрасположенность приводят к развитию различных болезней органов дыхания. Современные методы диагностики позволяют быстро установить причину плохого самочувствия, и почти также быстро назначить лечение. Одним из эффективных методов профилактики и предотвращения осложнений является ЛФК при дыхательных заболеваниях. Что это такое, в чем ее польза и как правильно применять упражнения, пойдет речь в материале, размещенном ниже.

Необходимость ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Специально разработанные комплексы физических упражнений или ЛФК дыхательной системы давно практикуются медиками в составе курса реабилитации, а также терапии. Все их можно условно разделить на 2 большие группы:

  • подбираемые индивидуально;
  • общие, рассчитанные на широкий спектр болезней.

Цель применяемых физкультурных упражнений − нормализовать внешнее дыхание, стабилизировать улучшение состояния больного за счет усиления кровотока и активации иммунитета. Кроме того, постоянная нагрузка помогает вывести из органов дыхания остатки мокроты.

Классификация ЛФК упражнений

Виды ЛФК при заболеваниях дыхательной системы различаются по направлениям и тому, какие системы организма будут в них задействованы. Основной перечень упражнений включает:

  • игры (подвижные и массовые);
  • спортивно-прикладные;
  • гимнастику на дыхание и укрепление костно-мышечного каркаса.

Начинают обычно с гимнастических дыхательных комплексов, постепенно переходя к все более сложным заданиям. При этом выделяются упражнения, выполняемые в статике (только на дыхание) и динамические: с поворотами, наклонами корпуса и так далее.

При поражениях легких и их тканей после проведенной терапии, когда прекратились основные воспалительные процессы, нормализовалась температура тела, на 3-5 день с момента начала болезни можно приступать к лечебной гимнастике. Упражнения выполняются под наблюдением лечащего врача, могут быть использованы как простые (статические), так и более сложные, динамические.

Читать еще:  Заболевания от сидячей работы

Основная поза при проведении занятий − лежа на спине (допускается поза лежа на боку).

Пациенту необходимо добиться синхронизации движений с дыханием диафрагмой: вдыхая, поднимать или отводить конечности (руки, ноги на выбор), на выдохе возвращаясь в исходное положение. Нет необходимости спешить при выполнении упражнений: вполне достаточно, если поначалу на них будет уходить 10-15 минут (на каждый повтор, всего 3 тренировки в день). Уделяют внимание контролю пульса: при резких скачках нагрузку снижают. В среднем во время гимнастики частота сердечных сокращений не должна возрастать более чем на 5-10 ударов в минуту.

Описание комплексов упражнений

В процессе реабилитации, когда пациент направляется в палату (лежачий или полупостельный режим), дыхательные упражнения ЛФК не прекращают, а продолжают ими заниматься. При этом если нет противопоказаний, стараются увеличить продолжительность одного подхода (до 30 минут в максимуме) и количество повторов (8-10). Упражнения выполняются сидя или стоя, постепенно их дополняют ходьбой, которая будет нагружать мышечные группы ног, способствуя улучшению кровообращения. Увеличение сердечного ритма − не более 10-15 ударов по отношению к первоначальному (в покое) значению.

Приблизительно через неделю (10 дней, в крайнем случае) нагрузку повторно увеличивают. По согласованию с лечащим врачом, выздоравливающих допускают к занятиям на тренажерах, пешие прогулки становятся продолжительнее. Выполнение комплекса дыхательной гимнастики должно теперь занимать до 40 минут, максимальный допускаемый пульс − до 100 ударов в минуту. Иногда во время проведения упражнений используют мяч или палку, дополнительно нагружая руки.

При плевритах − заболеваниях, связанных со скоплением жидкости в легких, или возникновением волокнистых образований (фибрина), ЛФК дыхательная гимнастика для детей и взрослых пациентов назначается в зависимости от тяжести заболевания и самочувствия больного. Грамотно рекомендованная, с учетом указанных требований, физкультура предотвратит развитие фибриновых спаек, увеличит снабжение легких кислородом, нормализует кровообращение в тканях. Именно поэтому уже на 2-3 сутки после поступления в медучреждение пациент должен приступить к дозированным упражнениям на укрепление дыхательного аппарата. Наиболее эффективно работают наклоны корпуса в сторону, сочетаемые с вдохами и выдохами.

Наклоняться следует в направлении, противоположном пораженному плевритом. Не нужно сразу же ждать результат, лучше постепенно повышать интенсивность занятий, повторяя их настойчиво и целенаправленно. Допустимо разбить цикл на несколько кратких подходов. По мере улучшения состояния увеличивают продолжительность упражнения, уменьшая число повторений.

ЛФК при хронических заболеваниях

В данном случае принципиального различия между обычной гимнастикой и физкультурой для хронических больных не существует, просто к основному комплексу добавляют еще несколько специальных упражнений. При патологической деформации грудной клетки (эмфиземе) вследствие разбухания легочных путей акцент делается на расслабление мышц рук, ног, корпуса. Повторяют несколько раз в день, по возможности пытаясь сочетать с обычной дыхательной гимнастикой. Подтверждена практикой эффективность занятий по специальной методике, когда произнесением определенного звука или группы слов добиваются вибрирования грудной клетки и диафрагмы.

Данный способ усиливает отхождение мокроты, повышает общий тонус легочных тканей. В случае если бронхи заполнены секретом и их не удается очистить другими способами, применяют дренажную гимнастику.

Исходное положение для проведения такой тренировки − лежа, но чтобы нижняя часть тела (таз) находилась выше головы пациента.

Правила выполнения упражнений

Во время ЛФК, дыхательной гимнастики необходимо соблюдать несколько простых правил. Одно из них − не нужно сразу же ждать резкого улучшения состояния, тем более форсировать нагрузку. Все занятия проводятся под наблюдением врача, лучше сначала ограничиться минимальной продолжительностью тренировки, компенсируя ее количеством повторов. Это будет более эффективно, чем сразу же попытаться отработать всю гимнастику в максимальном режиме. Большинство упражнений начинаются в положении лежа, постепенно переходя в сидячее, затем − стоя, а впоследствии дополняются пешими прогулками.

Обязательно замеряют пульс до тренировки и в процессе, если он скачкообразно возрастает, превышая допустимые значения, интенсивность занятий снижают. Иногда в качестве катализатора излечения назначается лечебный массаж. Глубокое массирование тканей корпуса, в особенности, грудной клетки, улучшает кровообращение, снабжение кислородом, повышает общий тонус пациента. Сами упражнения подбираются индивидуально, сообразно заболеванию и состоянию больного, от этого же зависит продолжительность лечебной гимнастики.

Противопоказания

При всей несомненной пользе физкультуры существуют определенные ограничения на ее применение. Поэтому лучше не экспериментировать с различными комплексами, а проконсультироваться у врача, допустимо ли в данном конкретном случае заниматься дыхательной гимнастикой. Специалисты же подскажут, какой ЛФК массаж и дыхательную гимнастику выбрать при посттравматической эпилепсии. В первую очередь, обращают внимание на следующие симптомы:

  • дыхательная недостаточность 3 степени;
  • постоянное кровохарканье;
  • не поддающиеся купированию, астматические приступы;
  • скопление большого количества жидкости в плевре;
  • опадание (ателектаз) легочных тканей;
  • ярковыраженная одышка;
  • ритм сердечных сокращений 120 ударов и более;
  • высокая температура тела (от 38 ºС).

Проявление одного или нескольких из указанных признаков делает проведение дыхательных упражнений невозможным.

Дыхательная гимнастика в сочетании с двигательной активностью и дозированной физической нагрузкой способствует реабилитации больных с заболеваниями, нарушением функционирования легких. Постепенного изменения в состоянии можно добиться, комбинируя ЛФК, массаж, упражнения с мячом или гимнастической палкой, занимаясь целенаправленно и настойчиво.

ЛФК и дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

В настоящее время патологические состояния со стороны органов дыхательной системы занимают первое место в структуре заболеваемости. Одними из наиболее часто регистрируемых заболеваний являются ХОБЛ и воспаление легких. Учитывая тяжесть состояния, пациенты с указанными патологиями нуждаются в комплексной терапии. Лечебная физкультура является неотъемлемой составляющей лечения таких больных.

Основные задачи ЛФК

Лечебная физическая культура относится к методам терапии и реабилитации при помощи специальных физических упражнений, которые подобраны индивидуально для каждого пациента. Область применения данного вида лечения довольно объемная. Ее назначают при ишемическом заболевании сердца, гипертонии, после травм и оперативных вмешательств, при нарушениях со стороны ЦНС.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания применяется с целью нормализации функции внешнего дыхания, а также активирует иммунную систему, улучшает кровообращение в поврежденных участках, уменьшает воспалительный процесс и бронхоспазм, способствует улучшению отхождения мокроты и в целом укрепляюще воздействуют на организм. Поскольку лечебные физические процедуры оказывают весомое влияние на восстановление физиологического типа дыхания, их применение особо рекомендуется лицам с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы.

Виды лечебных физических процедур

ЛФК включает в себя большое количество разнообразных методов терапии, выбирать их необходимо, полагаясь на характер основного заболевания, а также оценивая общее состояние пациента.

Перечень основных лечебных упражнений:

  • Гимнастические: дыхательные и костно-мышечные.
  • Спортивно-прикладные.
  • Подвижные или спортивные игры.

Гимнастические упражнения являются весомой составляющей ЛФК при заболевании органов дыхательной системы. Различают статистические тренировки, заключающиеся в правильной постановке дыхания, и динамические, при которых к дыхательным упражнениям присоединяются еще и движения верхней частью туловища.

Комплекс таких занятий подбирается индивидуально для каждого пациента.

Лечебные тренировки во время пневмонии (постельный режим)

Занятия физическими упражнениями при заболеваниях легких пациентам допускаются с третьих или пятых суток от начала заболевания, после нормализации общей температуры тела и при уменьшении клинической симптоматики воспалительного процесса. В этот период допустимо выполнение дыхательных и динамических (задействованы малые и средние мышечные группы) тренировок.

Читать еще:  Нарушение обмена веществ заболевания

При выполнении этих упражнений человек ложится на спину или поворачивается набок. Лечебная зарядка заключается в совмещении диафрагмального дыхания с поднятием или отведением рук (ног) пациента при вдохе, с последующим возвращением в исходное положение.

Упражнения выполняются медленно, с длительностью, не превышающей 10–15 минут, трижды в день, каждая тренировка повторяется от четырех до восьми раз.

При проведении дыхательной гимнастики, важно контролировать ЧСС: она не должна повышаться более чем на 5–10 ударов/мин по сравнению со значениями, измеренными до проведения ЛФК.

Лечебные тренировки во время пневмонии (палатный и общий режимы)

Пациент переводится на палатный или полупостельный режим уже на пятый или седьмой день лечения. Комплекс упражнений остается таким же, как и вначале занятий, однако увеличивается их частота от восьми до десяти раз, а средняя продолжительность достигает 15–30 минут.

Зарядку можно выполнять сидя или стоя, к перечисленным ранее упражнениям добавляется ходьба, так задействуются крупные группы мышц. Во время лечебной тренировки частота пульса может вырасти на 10–15 ударов/минуту от исходного уровня.

Следующий этап расширения режима происходит не ранее, чем на 7–10 дни. Пациентам разрешено заниматься на тренажерах, увеличивать длительность пеших прогулок. Комплекс дыхательных упражнений остается прежним, но возрастает нагрузка и продолжительность занятия (в среднем до 40 минут), при этом допустимо увеличение ЧСС до 100 ударов/минуту. Тренировки выполняются из исходной позиции стоя с использованием гимнастической палки или гимнастического набивного мяча.

Лечебные тренировки при плеврите

Плеврит – болезнь, которая связана с появлением на поверхности плевры фибрина или накоплением жидкости в ее полости. Выбор метода ЛФК напрямую зависит от формы заболевания. Кроме перечисленных выше свойств, лечебная физкультура оказывает существенную роль в предотвращении формирования спаек и фиброзных тяжей при воспалении плевральных листков. Основная задача лечебных упражнений заключается в повышении экскурсии легких, поскольку это приводит к растягиванию плевры.

Заниматься лечебной гимнастикой при плеврите разрешается со вторых или третьих суток от начала лечения. Чтобы предотвратить формирование спаек, пациентам рекомендовано выполнять наклоны верхней части туловища вбок, противоположный пораженной стороне, при этом сочетать их попеременно с вдохом и выдохом.

Вначале упражнения выполняются с малой интенсивностью, но по мере улучшения состояния пациента и расширения режима, увеличивается продолжительность занятий и уменьшается их количество на протяжении суток.

При наличии болевого синдрома занятия не отменяются, а лишь сокращается их продолжительность до 5–7 минут в течение каждого часа.

Лечебные тренировки при хронических заболеваниях

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания с хроническим течением сходна по основным принципам с методами ЛФК при острых состояниях, однако имеет и свои особенности.

При эмфиземе легких к указанным тренировкам добавляют упражнения, основанные вначале на расслаблении мышц ног, а затем и рук, грудной клетки. Такую процедуру необходимо выполнять несколько раз на день.

Важно также проводить тренировки, направленные на усиление вибрации грудной клетки: статистические дыхательные упражнения сочетают с произношением слов, которые содержат букву «р». Эта процедура оказывает сильное влияние на улучшение отхождения мокроты.

Еще один способ, обладающий отхаркивающим действием – дренажные упражнения. Во время их выполнения увеличивается отхождение бронхиального секрета, а также уменьшается его накопление. Достигается этот эффект при принятии пациентом характерного положения: человек ложится на спину так, чтобы уровень таза находился выше уровня головы (поза Тренделенбурга).

Необходимо учитывать, что такое положение может приводить к повышению внутричерепного давления, увеличивать риск у людей с сердечно-сосудистой патологией. Категорически противопоказано проводить дренажные упражнения людям, перенесшим черепно-мозговые травмы и страдающим заболеваниями головного мозга.

Противопоказания

Несмотря на то что курсы реабилитации рекомендуется проходить всем пациентам с дыхательными расстройствами, не всегда это становится возможным. Поэтому проведение ЛФК при заболеваниях дыхательной системы также имеет ряд противопоказаний:

  • ДН III ст.
  • Присутствие у больного кровохарканья.
  • Не купирующийся астматический приступ.
  • Накопление в полости плевры большого объема жидкости.
  • Ателектаз легких.
  • Выраженная одышка.
  • Учащение сердцебиений более 120 ударов/мин.
  • Фебрильная температура тела (выше 38 градусов).

Дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания назначается лечащим врачом пациенту лишь при отсутствии у него всех вышеуказанных состояний, поскольку выполнение лечебной физкультуры в данном случае значительно усугубит ситуацию.

Лечебный массаж: общие сведения

Массаж при заболеваниях органов дыхания применяется с целью рефлекторного воздействия на респираторную систему. Такая процедура стимулирует поступление кислорода и устраняет гипоксию. Массирование области грудной клетки ускоряет рассасывание воспалительного очага, укрепляются дыхательные мышцы, предотвращает развитие спаечного процесса.

Различают следующее виды массажа, которые направлены на улучшение отхождения мокроты:

  1. Перкуссионный. Принцип методики данного вида заключается в поколачивании ладонью в области грудной клетки. Эффективность его заключается в резком сжатии воздуха между поверхностью грудной клетки и ладони, что приводит к отслоению мокроты от стенок бронхов.
  2. Вибрационный. Часто назначается пациентам при пневмонии и заключается он в выполнении быстрых вибрационных движений ладонями обеих рук, при их наложении на поверхность грудной клетки.

Обычно оба вида массажа сочетают с дренажными упражнениями за счет увеличения эффективности процедуры.

Противопоказаниями для проведения данных видов массажа являются наличие у пациента кровотечений или выпотов в плевральные полости, сердечной и легочной недостаточности, а также эмпиемы или онкологических заболеваний.

Массаж не назначается в острую фазу воспалительного процесса.

Принцип проведения массажа при пневмонии

С первых дней процедур, массированию подвергается передняя и боковые поверхности грудной клетки с помощью поглаживания и растирания. Спустя 2–4 дня можно проводить массирование и задней поверхности грудной клетки. К поглаживанию и растиранию добавляют похлопывание или поколачивание в надлопаточной области и боковых отделах.

Массаж проводится с растущей интенсивностью, в среднем его курс занимает 12–15 дней. Продолжительность одной процедуры обычно составляет 7–10 минут, по ее завершении пациенту рекомендуют выполнить комплекс дыхательных упражнений.

ЛФК и массаж при заболеваниях органов дыхательной системы входят в курс реабилитации и эффективно дополняют основное лечение. Упражнения подбираются для каждого пациента в индивидуальном порядке и соответствуют его возрасту, тяжести состояния и виду заболевания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector