Foreversport.ru

Спорт, красота и Здоровье
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Звуковая дыхательная гимнастика

Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.

Польза упражнений

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.

Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучение рациональному дыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Читать еще:  Метод бутейко от каких заболеваний

Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звуки

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

1-е занятие:

Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.

2-е занятие:

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

3-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

4-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 повторить.

5-е занятие:

Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.

6-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

10-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

Примерный комплекс упражнений для больных хроническим обструктивным бронхитом

Если не указано иначе, вдох выполняется на счет 1, 2; выдох — 3, 4, 5 и пауза — 6, 7, 8 (счет про себя).

Исходное положение: сидя на стуле

Развести руки в стороны (вдох), обнять себя за плечи (выдох с произнесением «ух»). Пауза. Повторить 5-6 раз.

Сделать вдох. Отвести прямую ногу в сторону (выдох), вернуться в ИП. Пауза, расслабление. Повторить 5-6 раз.

Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов: на счет 1, 2 — вдох, на 3, 4, 5 — выдох, на 6, 7, 8 — пауза.

Поднять обе руки вверх (вдох), наклониться и достать пол руками (выдох с произнесением «бррах»). Пауза. Повторить 5-6 раз.

Нижнегрудное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов. При выполнении выдоха руки слегка сжимают грудную клетку, при этом произносится «брр». Пауза, расслабление.

ИП: стоя, прямые руки вытянуты вперед, расставлены чуть шире плеч. 6-8 раз медленно скрестить руки в горизонтальной плоскости. Дыхание произвольное.

ИП: стоя, держась за спинку стула сзади. Сделать вдох. На счет 1, 2, 3 присесть, можно не полностью (выдох). Пауза. Повторить 4-5 раз.

ИП: стоя, держась за спинку стула, лицом к ней. Вдохнуть, согнуть ногу и достать коленом спинку стула (выдох). Пауза. Темп средний. Повторить 5-7 раз каждой ногой.

ИП: тоже. Перекатываться о пятки на носок. Темп средний. Дыхание произвольное.

Круговые движения прямой рукой вперед и назад. Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз.

ИП: тоже, но слегка наклонившись вперед. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.

ИП: стоя, держась за спинку стула, ноги шире плеч. Сделать вдох. Поднять правую руку через сторону вверх и наклониться влево (выдох). Выполнить тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

ИП: стоя, руки на поясе. Медленно отвести локти назад (вдох), свести их вперед (выдох). Сделать паузу. Повторить 6-8 раз.

ИП: стоя, держась руками за спинку стула. Медленно выполнять круговые движения тазом. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

Ходьба на месте. На 2 шага — вдох, на 3 — выдох, на 2 шага — пауза.

2.2.1 Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них — на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы. Таким образом, показаниями к звуковой гимнастике являются заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся бронхоспазмом: бронхиальная астма и астматический бронхит.

Читать еще:  Народные средства при заболевании почек

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. С этой точки зрения все согласные звуки подразделяются на три группы.

Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.

Наименьшая сила воздушной струи развивается при произнесении так называемых сонант: м, н, л.

Некоторые согласные звуки в звуковой гимнастике обозначаются специальными терминами:

свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;

Тот факт, что для произнесения разных согласных звуков требуется разная сила воздушной струи, используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц, и более всего — диафрагмы. Выполняя упражнения звуковой гимнастики, очень важно правильно дышать: вдох через нос продолжительностью 1-2 секунды, пауза (1 секунда), активный выдох через рот (2-4 секунды), снова пауза (4-6 секунд). В любом случае выдох должен быть вдвое дольше вдоха. Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели звуковой гимнастики. Занятия звуковой гимнастикой должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше — на открытом воздухе, обязательно до приема пищи или не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Продолжительность занятий и их количество в день зависят от самочувствия и от степени усвоения предыдущих упражнений.

Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы

2. Ммм — 3 раза и пфф — 1 раз.

3. Бррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Вррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Шррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Зррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Вррот — 3 раза и пфф — 1 раз.

Примерный комплекс звуковых упражнений в период вне приступов.

В скобках указан порядок смены гласных в середине «слова».

1-е занятие.Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф5-7 раз.2-е занятие.Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф — 3 раза.Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм3 раза и пфф — 1 раз.Упражнение 3. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.3-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 4. Грруф (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.4-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 5.Дррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.5-е занятие.Упражнение 6. Ррр — 3 раза и пфф — 1 раз.Упражнение 7. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.6-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 8. Пррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.Упражнение 9. Жррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.7-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 10. Кррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.Упражнение 11. Тррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.8-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 12. Фррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 13. Чррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.9-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 14. Цррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 15. Шррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 16. Хррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.10-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 17. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 18. Гррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз. При выполнении всех комплексов звуковых дыхательных упражнений после 2-3 начальных занятий следует постепенно вводить гимнастические упражнения.

Примерный комплекс упражнений для больных хроническим обструктивным бронхитом

Если не указано иначе, вдох выполняется на счет 1, 2; выдох — 3, 4, 5 и пауза — 6, 7, 8 (счет про себя).

Исходное положение: сидя на стуле

Развести руки в стороны (вдох), обнять себя за плечи (выдох с произнесением «ух»). Пауза. Повторить 5-6 раз.

Сделать вдох. Отвести прямую ногу в сторону (выдох), вернуться в ИП. Пауза, расслабление. Повторить 5-6 раз.

Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов: на счет 1, 2 — вдох, на 3, 4, 5 — выдох, на 6, 7, 8 — пауза.

Поднять обе руки вверх (вдох), наклониться и достать пол руками (выдох с произнесением «бррах»). Пауза. Повторить 5-6 раз.

Нижнегрудное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов. При выполнении выдоха руки слегка сжимают грудную клетку, при этом произносится «брр». Пауза, расслабление.

ИП: стоя, прямые руки вытянуты вперед, расставлены чуть шире плеч. 6-8 раз медленно скрестить руки в горизонтальной плоскости. Дыхание произвольное.

ИП: стоя, держась за спинку стула сзади. Сделать вдох. На счет 1, 2, 3 присесть, можно не полностью (выдох). Пауза. Повторить 4-5 раз.

ИП: стоя, держась за спинку стула, лицом к ней. Вдохнуть, согнуть ногу и достать коленом спинку стула (выдох). Пауза. Темп средний. Повторить 5-7 раз каждой ногой.

Читать еще:  Питание при заболеваниях кишечника и желудка

ИП: тоже. Перекатываться о пятки на носок. Темп средний. Дыхание произвольное.

Круговые движения прямой рукой вперед и назад. Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз.

ИП: тоже, но слегка наклонившись вперед. Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и выдохов.

ИП: стоя, держась за спинку стула, ноги шире плеч. Сделать вдох. Поднять правую руку через сторону вверх и наклониться влево (выдох). Выполнить тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

ИП: стоя, руки на поясе. Медленно отвести локти назад (вдох), свести их вперед (выдох). Сделать паузу. Повторить 6-8 раз.

ИП: стоя, держась руками за спинку стула. Медленно выполнять круговые движения тазом. Дыхание произвольное. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

Ходьба на месте. На 2 шага — вдох, на 3 — выдох, на 2 шага — пауза.

2.2.1 Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них — на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы. Таким образом, показаниями к звуковой гимнастике являются заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся бронхоспазмом: бронхиальная астма и астматический бронхит.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. С этой точки зрения все согласные звуки подразделяются на три группы.

Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.

Наименьшая сила воздушной струи развивается при произнесении так называемых сонант: м, н, л.

Некоторые согласные звуки в звуковой гимнастике обозначаются специальными терминами:

свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;

Тот факт, что для произнесения разных согласных звуков требуется разная сила воздушной струи, используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц, и более всего — диафрагмы. Выполняя упражнения звуковой гимнастики, очень важно правильно дышать: вдох через нос продолжительностью 1-2 секунды, пауза (1 секунда), активный выдох через рот (2-4 секунды), снова пауза (4-6 секунд). В любом случае выдох должен быть вдвое дольше вдоха. Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели звуковой гимнастики. Занятия звуковой гимнастикой должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше — на открытом воздухе, обязательно до приема пищи или не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Продолжительность занятий и их количество в день зависят от самочувствия и от степени усвоения предыдущих упражнений.

Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы

2. Ммм — 3 раза и пфф — 1 раз.

3. Бррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Вррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Шррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Зррух — 3 раза и пфф — 1 раз.

Вррот — 3 раза и пфф — 1 раз.

Примерный комплекс звуковых упражнений в период вне приступов.

В скобках указан порядок смены гласных в середине «слова».

1-е занятие.Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф5-7 раз.2-е занятие.Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф — 3 раза.Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм3 раза и пфф — 1 раз.Упражнение 3. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.3-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 4. Грруф (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.4-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 5.Дррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.5-е занятие.Упражнение 6. Ррр — 3 раза и пфф — 1 раз.Упражнение 7. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.6-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 8. Пррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.Упражнение 9. Жррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.7-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 10. Кррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.Упражнение 11. Тррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф1 раз.8-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 12. Фррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 13. Чррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.9-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 14. Цррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 15. Шррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 16. Хррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.10-е занятие.Повторить все предыдущие упражнения.Упражнение 17. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.Упражнение 18. Гррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз. При выполнении всех комплексов звуковых дыхательных упражнений после 2-3 начальных занятий следует постепенно вводить гимнастические упражнения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector