Foreversport.ru

Спорт, красота и Здоровье
72 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорная диета для ребенка

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.

В статье описаны шаги, как спаравиться с сенсорной перегрузкой. План «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС. А также проанализированы основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин из фильма режиссера Мика Джексона.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.»

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.

Как справиться с сенсорной перегрузкой

Сенсорные перегрузки — частый спутник человека, страдающего нарушениями сенсорной интеграции, или другими расстройствами, которым обычно сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов (к ним относится, в том числе, аутизм). Перегрузка возникает в ситуации, когда ребенок подвергается чересчур сильному воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться. Такое состояние можно сравнить с перегрузкой компьютерной системы, пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память. Но помочь такому ребенку, переживающему сенсорную перегрузку, не так уж сложно.

1. Понять, что ребенок перегружен

Признаки сенсорной перегрузки для каждого ребенка будут индивидуальны. Кто-то внезапно почувствует приступ паники, кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, а кто-то ударится в истерику. Если педагог знает, что у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции, можно предположить что внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения могут быть вызваны сенсорной перегрузкой. Если ребенок неожиданно теряет привычные навыки, например, перестает говорить и отвечать на вопросы, это может быть сигналом сильнейшей перегрузки. Когда ребенок хорошо знаком, понять, что он перегружен, бывает проще, т.к. признаки сенсорной перегрузки будут уже известны. У многих детей с РАС в момент перегрузки появляются особые ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны. К примеру, ребенок может раскачиваться, когда ему хорошо и он спокоен, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши.

2. Помочь справиться с шумом

Если вы находитесь в шумном месте, и видите, что ребенок перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно. Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте ему дополнительное время, чтобы «переварить» ваш вопрос и сформулировать ответ. Если педагог сможет снизить уровень шума, например, убавить громкость музыки, обязательно надо это сделать.

3. Не трогать ребенка лишний раз

Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку. Когда ребенок перегружен, ему плохо, поэтому не следует «нависать» над ним. Если он сидит, можно опуститься на его уровень, присесть, встать на колени, но не «нависать».

4. Не говорить слишком много

Если для того, чтобы оказать ребенку помощь, нужно что-то от него узнать — можно спрашивать, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему. Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки ребенку, может быть, трудно говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.

5. Если у ребенка есть с собой куртка, возможно, он захочет ее надеть и надвинуть на лоб капюшон

Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться. Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.

6. Не отвечать на агрессию

Некоторые дети в момент перегрузки могут проявлять физическую или вербальную агрессию. Не следует принимать это на свой счет, в такой момент ребенок просто не может себя контролировать. Ну и конечно не следует паниковать. Основная цель ребенка, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить серьезный вред. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.

7. Когда ребенок, наконец, справится с перегрузкой, то надо быть готовой к тому, что долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители

Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, то надо постараться в этот период оградить ребенка от дальнейшего стресса.

Если ребенок в состоянии сообщить или показать, как ему можно помочь, когда он перегружен, то нужно отнестись к этому с вниманием. Способ «успокоения» может выглядеть немного необычно, например ребенок может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное. Постараться не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто педагоги из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают ребенку в момент сенсорной перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.

План «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС.

Рекомендации для родителей.

Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребёнка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка.
Основные цели сенсорной диеты: улучшить внимание и реакции; уменьшить самостимуляции путем предоставления им более приемлемой замены; помочь ребенку привыкнуть к тяжелым для него сенсорным стимулам; уменьшить стресс в течение дня.

Способы организации пространства

1.Массаж ног и спины

2. Утренняя зарядка.

Зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.

3. Утренний туалет

4. Утренний перекус

5. Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Ровная поверхность кровати, без подушки.

Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)

Крекеры или пряник, фрукт, белки

Звуковые записи с разными темпами.

Дорога в детский сад

Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»

Окружающая действительность, тележка, санки или коляска

После детского садика

Дорога домой и прогулка

2.На детской площадке:

Игры «Качаемся- вращаемся», «Пони бегает по кругу».

Игры в песочнице «Готовим обед»

Тележка или сумка

Формочки для песка

1.Подготовка ужина. Сервировка стола.

2.Час игр и затей

Прыжки на батуте

3.Массаж для ног

4. Вечерний туалет

6. Стишок пожеланий

«Все друзья ложаться спать. Можно сказку рассказать»

Тактильный ввод Вестибулярный ввод Проприоцептивный ввод

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Необходимое оборудование для игр

Душ или ванна с пузырьками. Виброщетка, виброрасческа

Книги или аудиозаписи

Любимые игрушки на своих спальных местах

Биографический фильм режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин» о жизни женщины с аутизмом.

Основные сенсорные особенности восприятия главной героини.

Фильм «Темпл Грандин», основан на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. Описывается детство и юность Темпл Грандин, женщины аутиста, посвятившей себя изучению душевных состояний и поведенческих особенностей как животных, так и людей с проблемами социальной адаптации. Благодаря неутомимой вере родных, друзей и учителей, Темпл преодолела почти безнадежные внутренние и внешние барьеры, сделала блестящую научную карьеру, написала множество работ по психологии и зоотехнике, воплотив свои знания в целый ряд изобретений, получивших широкое использование. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей на сопротивление аутизму и на его преодоление.

Проанализируем основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин:

1.Острый интерес к одной теме. Фильм «Темпл Грандин» начинается с того, что девушка приезжает на ферму к своей тете. Там она впервые увидела коров, которые ее очень заинтересовали. Дни напролет Темпл проводит в коровьем загоне, а когда кончается лето, даже отказывается уезжать домой. И всю свою жизнь она занимается только вопросами животноводства.

2.Нарушения коммуникации. Избегание зрительного контакта. Мы видим, что Темпл Грандин неспособна к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека. Ей тяжело общаться с окружающими, так как она их просто не понимает. Отсутствующий взгляд, мимика. Люди не хотят разговаривать с Темпл не потому, что она аутистка, просто им совсем не хочется слушать про убой скота, а Темпл, к сожалению, интересуют только коровы.

3.Отсутствие эмоциональных реакций. Непонимание чужих эмоций. Непонимание переносного смысла выражений.

Темпл часто встречает непонимание, становится объектом насмешек и злых шуток. В школе над Темпл смеются. Девушка сказала какую то глупость, класс захохотал, но ошибка любого другого точно так же вызвала бы смех. На скотобойне над Темпл издеваются работники: подшучивают над ней, закидывают ее машину коровьей требухой. Только делают они это потому, что она им не нравится, что она снует тут и там, что-то высматривает, записывает в блокнотик и лезет с неуместными, на их взгляд, комментариями.

4.Стереотипное поведение. Соблюдение ритуалов. Теребит волосы. Приверженность строгому распорядку, неизменяющемуся ритуалу, например в меню-пудинги, желе.

5.Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на прикосновение. Темпл Грандин не терпит прикосновений к себе, отказывается обниматься, даже с близкими людьми.

6. Искажение картины мира. Темпл Грандин воспринимала мир по своему, в ином видении. Мыслит чертежными изображениями, соединяя их друг с другом.

7. Громкие звуки. Страхи. Работает люстра, рыбки в аквариуме. Звенит посуда. Оторванная табличка от двери ее комнаты. Каким образом делают прививки коровам.

8. Феноменальная черта. Мы видим в Темпл Грандин полную самоотдачу в действиях на благо. Именно отличное от других мышление (визуальное фотореалистическое) и уникальные способности позволили ей понять животных, увидеть фермы их глазами и создать комфортные скотобойни, «обнимательную машину». Все ее работы, статьи публикуют в газетах, по ее разработкам и чертежам совершенствуют фермы для коров.

Сенсорная чувствительность. Часть 4

Перевод четвертой (заключительной) статьи из этого цикла. Примечательна тем, что в ней наконец-то говорится — как все-таки быть с сенсорной чувствительностью и что можно сделать. Материалов о нарушении сенсорного восприятия не так уж мало, но большая часть сводится к тому, что есть такая проблема, и с ней надо как-то жить. Как именно жить — об этом пишут очень редко.

Когда мы думаем о диете, мы обычно подразумеваем какое-то ограничение своего питания. Но сенсорная диета – это не ограничение, это восполнение сенсорных потребностей и улучшение саморегуляции с помощью специальных упражнений.

Читать еще:  Диета от ляйсан утяшевой

Термин «сенсорная диета» возник в реабилитационной терапии и часто применяется, когда речь идет об аутизме и нарушении сенсорного восприятия. Чтобы сформировать сенсорную диету, врач определяет сферы пониженной и повышенной чувствительности пациента и подбирает способы их стимуляции или сглаживания.

В видео ниже есть хорошие примеры сенсорных упражнений, которые обычно предписываются в таких случаях:

Сенсорные упражнения бывают двух видов: с повышающей регуляцией и с понижающей. Упражнения с повышающей регуляцией оказывают стимулирующее воздействие на органы чувств. В свою очередь, упражнения с понижающей регуляцией дают успокаивающий эффект.

Иногда одно и то же занятие может оказаться стимулирующим для одного человека и успокаивающим для другого, или же стимулирующим в одной ситуации и успокаивающим в другой. Например, прыжки на батуте могут усилить проприоцептивные ощущения [связанные с ориентацией тела в пространстве], но также могут успокоить при перевозбуждении, помогая высвободить избыточную энергию.

Иногда занятия могут оказывать и тот, и другой эффект одновременно. К примеру, утренняя зарядка действует на меня успокаивающе, так как помогает моему телу работать ровно и слаженно, как одно целое. С другой стороны, она стимулирует, потому что помогает мне взбодриться и сосредоточиться на предстоящих делах. Когда я не делаю зарядку, я чувствую себя заторможенной, нервной и рассеянной.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ: ПЯТЬ ПЛЮС ТРИ

Сбалансированная сенсорная диета принимает в расчет пять чувств, которые известны нам с детского сада – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – плюс три канала, о которых большинство из нас не догадывается – проприоцептивный, вестибулярный и интероцептивный. Эти дополнительные три источника сообщают важную информацию через органы восприятия, невидимые глазу, например, заполненные жидкостью каналы внутреннего уха или нервные рецепторы в мышцах.

Вот краткое описание трех дополнительных видов восприятия:

Вестибулярный: Двигаюсь ли я? Как и куда? Находится ли мое тело в равновесии? Стою ли я прямо? Падаю?
Проприоцептивный: Как мое тело расположено в пространстве? Как расположены части моего тела относительно друг друга?
Интероцептивный: Что происходит в моих внутренних органах?

Хотя не все люди нуждаются в дополнительной стимуляции всех сенсорных каналов, при создании эффективной сенсорной диеты важно учитывать каждый тип ощущений.

БАЛАНС СПЛАНИРОВАННЫХ И ИНТУИТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Сенсорная диета часто представляет из себя комплекс спланированных упражнений. Поскольку большинство сенсорных диет создается для детей, определенный план необходим, чтобы ребенок мог ежедневно восполнять свои сенсорные потребности. Однако, строгая диета может оказаться излишне жесткой. Представьте, что план вашего питания расписан на неделю вперед, и вы должны неотступно ему следовать. И даже если в среду вечером вам захочется большую тарелку спагетти, по плану вам придется есть салат с курицей.

Я предпочитаю смешанный подход: спланированный, но гибкий. Есть то, что необходимо мне каждый день – например, зарядка по утрам и утяжеленное одеяло вечером. Есть то, что я делаю в особых ситуациях, например, слушаю музыку или разминаю жвачку для рук, которая помогает мне не терять концентрацию во время скучного дела. Есть также вещи, которые я делаю редко, спонтанно или неосознанно.

ЦЕЛИ? СПАСИБО, НЕ НАДО

Моя сенсорная диета имеет одну цель: делать мою жизнь проще, помогая моей саморегуляции.

Когда терапевты прописывают сенсорную диету детям, она часто включает в себя такие цели, как «научиться переносить ощущения и ситуации, вызывающие стресс», или «ослабить стремление к сенсорному поиску», или «уменьшить избегание сенсорных ощущений». Для меня за этими формулировками скрывается устранение чувствительности к чему-либо, и даже от мысли об этом бросает в дрожь. (В предыдущих статьях я объясняла, почему я не сторонница этого.)

Когда дело касается сенсорных ощущений, я думаю о комфорте. Я думаю о том, как создать внутреннее равновесие и сделать так, чтобы различные ситуации вызывали меньше стресса. Формируя свою сенсорную диету, я спрашиваю себя: «Как я могу использовать сенсорные ощущения, чтобы уменьшить тревожность, успокоить себя во время перегрузки или дать выход энергии при перевозбуждении? Точно так же, как я ем, когда голодна, я занимаюсь сенсорными упражнениями, когда чувствую себя перевозбужденной, рассеянной или апатичной. До того, как я узнала о своем аутизме, я интуитивно создавала себе довольно насыщенное сенсорное окружение. За прошедший год я добавила к этому новые занятия, которые восполняют мои сенсорные потребности.

КАЖДОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

Давайте рассмотрим компоненты сенсорной диеты по отдельности, чтобы понять, что представляют из себя сенсорные упражнения и как они работают. Мой подход к классификации ощущений (и соответствующих упражнений) основан на том, как я испытываю их, и немного отличается от типичного подхода.

Как правило, в сенсорных диетах уделяется большое внимание тактильным, вестибулярным, проприоцептивным и оральным ощущениям. И тому есть веские причины. Эта «большая четверка» включает в себя действия, дающие наибольшую отдачу. Я опишу эту четверку по отдельности, а в конце рассмотрю остальные чувства.

Есть два вида источников тактильных ощущений: то, чего касаетесь вы, и то, что прикасается к вам. Это может показаться странным способом классификации, но я поясню.

В категории «то, чего касаетесь вы» информация поступает, в основном, через:
• текстуру (гладкое, мягкое, твердое, шершавое, скользкое, липкое)
• структуру (гибкое, жесткое, лопающееся, хрупкое)
• движение (игрушки с движущимися частями, игрушки для снятия стресса)
То есть, это вещи, которые вы можете трогать, держать в руках или каким-то образом ими манипулировать.

В категорию «то, что прикасается к вам» входят не только вещи, но и менее осязаемые понятия:
• температура (горячая или холодная вода, солнечный свет, огонь в камине)
• давление (облегающая или тяжелая одежда, объятия, утяжеленное одеяло)
• вибрация (движущийся транспорт, низкие резонирующие звуки)

Эта категория сложнее, так как в чем-то она пересекается с «тем, что прикасается к вам». Например, многие источники давления одновременно дают и тактильные, и проприоцептивные ощущения.

Проприоцептивные ощущения можно разделить на три типа:

Толчок: прыжки, бег, кувырки, тренажер-«кузнечик»
Давление: поднятие тяжестей, глубокий массаж, утяжеленное одеяло, компрессионная одежда, сдавливающие позы, ползание по узким местам
Растяжка: лежание или перекатывание на фитболе, упражнения на растяжку, йога, твистер

Категория вестибулярных ощущений объединяет в себе равновесие и движение, включая некоторые упражнения, на первый взгляд, неочевидные (например, висеть вверх ногами):

• Вращение
• Раскачивание
• Висение вверх ногами
• Кувырки, перекаты, «солнышко»
• Американские горки
• Велосипед, скутер, скейтборд, роликовые коньки
• Прыжки с предметов
Взрослому человеку этот тип ощущений восполнить труднее, так как многие из этих занятий (и самые веселые) считаются детскими и неподобающими возрасту. Но стоит ли об этом волноваться?

Я называю эту категорию оральной, а не вкусовой, потому что сенсорная информация, которую мы получаем через рот, включает в себя не только вкусовые, но и осязательные ощущения. Вкусовое воздействие достаточно очевидно. Острый, мятный или другой насыщенный вкус может стимулировать, тогда как пища с более простым вкусом может успокаивать.

Осязательные ощущения – это то, как еда ощущается во рту и на языке. Температура (горячее, теплое, холодное), консистенция (густое, жидкое), сопротивление (хрустящее, вязкое, замороженное), текстура (зернистое, волокнистое, гладкое) – все это складывается в оральные осязательные ощущения. Лично для меня важен контраст. Утром я люблю выпить ледяной смузи, а следом – чашку теплого чая. Я люблю, когда смешивается горячее и холодное или мягкое и хрустящее: сэндвичи на хрустящих тостах, салаты с сырыми и приготовленными компонентами, суп с кукурузными лепешками, чипсы с соусом, фрукты в шоколаде.

Кроме того, сам физический акт жевания (твердая или хрустящая пища, жевательная резинка) или сосания (соломинки, леденцы, мороженое) может быть сильным источником ощущений.

ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ОБОНЯНИЕ

Многие сенсорные диеты направлены на то, чтобы минимизировать количество зрительной и слуховой информации и тем самым облегчить сенсорную чувствительность. Хоть это и важно, это не единственный подход к данным видам ощущений. Многие из нас получают удовольствие от визуальных, слуховых или обонятельных ощущений, которые могут быть как успокаивающими, так и стимулирующими. Важно находить то, что вам нравится, при этом подбирая способы избегать сенсорных проблем. Распространенные источники ощущений в каждой из этих категорий включают в себя:

Визуальные: повторяющиеся картины, движущиеся или вращающиеся предметы, узоры, приятные глазу цвета или геометрические формы

Звуки: музыка, резонанс, повторяющиеся звуки, эхолалия, звуки природы, тишина, нахождение под водой, пение, игра на инструменте

Запахи: успокаивающие запахи, стимулирующие запахи, ассоциативные запахи

Итак, выше перечислены виды ощущений, которые обычно охватывает сенсорная диета. А как же интероцепция? С ней дело обстоит сложнее, потому что наиболее сильная интероцептивная отдача возникает при отказе от естественных нужд – не есть, не спать, не посещать туалет. Но это вредные для здоровья способы.

Единственный пока что известный мне здоровый способ стимулировать интероцептивные ощущения – это медленное глубокое дыхание. Возможно, есть и другие.

Если вы никогда целенаправленно не задумывались о своих сенсорных потребностях, я советую для начала не спеша проанализировать, чем вы занимаетесь в данный момент и как вы хотели бы дополнить свое сенсорное окружение. Это необязательно должно быть что-то сложное. Вот с чего можно начать:
• Определите ситуации или время суток, когда вы чувствуете себя вялым или перевозбужденным. В эти периоды могут помочь запланированные сенсорные упражнения.
Затем подумайте:
• Какие ощущения вам нравятся? Посмотрите примеры, приведенные в этом посте и видео.
• Что вам нужно устранить или дополнить? Иногда в нашем сенсорном окружении присутствуют перевозбуждающие или вредные для здоровья вещи. Хорошей идеей будет попытаться заменить их другими, более полезными.
• Какой вы можете составить режим или график, чтобы улучшить свое сенсорное окружение? Включив определенные занятия в распорядок дня, можно значительно улучшить саморегуляцию и закрепить этот эффект на долгий период.
• Какие занятия вы можете «держать в резерве», чтобы выполнять их по мере необходимости? Например, я всегда храню жвачку для рук на своем столе.

Диета для детей-аутистов

Известно, что у аутистов поражена ферментативная функция кишечника, активность расщепления продуктов снижена, в результате создается «неправильная» питательная среда, которая является причиной патогенной микрофлоры кишечника. Из-за отсутствия нужной питательной среды размножаются бактерии, вызывая инфекцию в кишечнике, чаще всего это кандида. Недопереработанная пища служит для кандиды отличной почвой, а упавший иммунитет не позволяет противостоять ей. Кандида выпускает токсин – аммоний, попадая в кровь, он оказывает влияние на поведение и аппетит ребенка. Поэтому аутистам рекомендовано соблюдать диету.

Читать еще:  Можно ли есть тыкву во время диеты

Синдром повышенной кишечной проницаемости

По одной из версий, кандида проделывает небольшие дырочки в кишечнике, и он становится негерметичным, проницаемым. В кровь человека попадают те вещества, которые должны были выводиться со стулом. В первую очередь, это недопереваренные пептиды глютена и казеина. В дополнение к ферментативным проблемам ребенок получает еще и ряд пищевых непереносимостей, что приводит к спонтанным проявлениям агрессии и неадекватному поведению. Однако аутисты бывают разными: с повышенной сенсетивностью и пониженной сенсетивностью. Первые не проявляют интереса к пище, вторые – едят все без разбора. В результате, ни первые, ни вторые, по причине поражения кишечника кандидой, не получают необходимого количества питательных веществ. Даже, если ребенок питается с охотой, он не получает из пищи многих питательных веществ, поскольку пораженный кишечник не может усваивать их, даже, если продукт нормально расщеплен. В связи с этим, стул аутистов часто содержит непереваренную пищу, слизь, имеет неприятный запах или необычный цвет.

Виды диет

Питательные вещества ребенок-аутист должен получить из натуропатических добавок, не содержащих глютена и казеина. Вводя ту или иную диету родителям важно знать, что диета не вылечивает аутизм, а помогает справиться с обменными нарушениями. Сегодня есть несколько видов диет для аутистов: безглютеновая и бесказеиновая диета (Gluten-free, Casein-free diet), бесполисахаридная диета (Specific Carbohydrate Diet),низкооксалатная диета (Low Oxalate Diet), диета Фейнгольда и другие. Соблюдение определенных правил питания требует от родителей немалых усилий, а результат может быть мало ожидаемым. По наблюдениям, улучшения могут наступить через 6-8 месяцев применения диеты, поэтому соблюдения правил и режима питания требуют настойчивости и терпения. Каждая из диет индивидуальна, и перед ее применением лучше проконсультироваться с врачом. Большое количество родителей уже отметили положительные сдвиги у детей после применения диеты и со временем перестали тяготиться готовить «особую» пищу.

Безглютеновая и безказеиновая диета (БГБК)

Безглютеновая и безказеиновая диета предполагает исключить в один момент сразу все продукты, содержащие глютен и молочный белок казеин. Даже небольшой кусочек хлеба, содержащего глютен, способен вызвать аллергическую реакцию при наличии пищевой аллергии мгновенного типа (иммуноглобулины Е (IgEJ). Многие продукты, такие как изюм и картофель фри, не имеющие в своем составе глютена, все-таки содержат его следы в связи с тем, что когда-то соприкасались с ним, например картофель фри «подпыливают» пшеничным порошком во избежание слипания.

При БГБК диете нельзя употреблять пищу, содержащую глютен:

  • пшеница, ячмень, ячневая крупа, перловая крупа, рожь, овес, полба.
  • хлебобулочные изделия, сладкая выпечка, торты и пироги.
  • шоколад, конфеты (можно мармелад или аптечные леденцы).
  • злаки к завтраку и мюсли.
  • пицца, пироги и все на основе сыра и масла.
  • продукты, в состав которых входит солод (ячмень).
  • газированные напитки.

Избегать белый сахар!

Нельзя есть пищу, содержащую казеин:

  • молоко животных, маргарин, творог, сыр, молочные десерты, йогурт, мороженое и любые продукты, содержащие молоко (пирожные, пироги, булочки, шоколад), масло.

Пища, не содержащая глютен:

  • злаки: гречка, пшено, рис
  • орехи
  • авокадо, оливки
  • масло (подсолнечное, оливки, из виноградных косточек, пальмовый или растительный маргарин).
  • вода минерализованная, соки (апельсин, абрикос, ананас, морковь)
  • мед, сироп агавы, неочищенный сахар.
  • овощи: кабачки, морковь, баклажаны, цветная капуста, лук, огурцы, свекла, тыква, брокколи, салат, картошка, лук, укроп, чеснок, петрушка, базилик.
  • мясо любое, кроме колбасы и сосисок.
  • рыба, предпочтительно – скумбрия, килька, селедка. Не включать в рацион крупную рыбу.
  • десерт: фрукты (свежие или в компотах) – бананы, виноград, груши, сливы, ананасы, абрикос.
  • вода, (как можно больше).
  • добавки в салат: растительное масло.
  • домашняя выпечка, используя муку из риса, гороха или крахмал
  • перепелиные яйца, только в домашней выпечке.

Пшеничную, ржаную, овсяную муку можно заменить рисовой, гречневой, киноа, амарантовой. Сваренную крупу можно использовать как основу для выпечки. Лучше стряпать овощные оладьи, чем блины.

Если не придерживаться этой диеты строго, то можно включать в ежедневный рацион 3-4 полезных овоща, 1-2 фрукта. Целый фрукт более полезен, чем фруктовый сок. Сахар можно заменить стевией, кленовым сиропом, сиропом агавы. Использовать фруктозу не рекомендуется. В рационе должно присутствовать 1-2 белка в день: мясо, птица, яйца, орехи, бобовые. Крупы и орехи лучше вымачивать, вместо коровьего молока пить ореховое. Следует ограничить жареную пищу, содержащую вредные трансжиры. Жарить лучше на сале или кокосовом масле, нежели на дешевом растительном. Овощи и фрукты нужно тщательно промывать и желательно счищать с них верхний слой во избежание попадания в организм пестицидов. (О том, как правильно мыть овощи и фрукты, читайте здесь.)

Низкооксалатная диета

Низкооксалатная диета предполагает снижение уровня оксалатов – высокоактивных молекул, содержащихся в растительной пище. Присутствие оксалатов в больших количествах в клетках человека приводит к оксидативным повреждениям, каскаду воспалительных процессов иммунной системы и образованию кристаллов, которые могут вызывать боль и долгосрочные повреждения. Из еды всасывается небольшое количество оксолатов, но при поврежденном или проницаемом кишечнике у аутистов излишек оксолатов становится угрозой для других клеток организма. Оксалат в несвязанной форме является опасным, так как способствует появлению кислотного остатка, аниона, который, всасываясь клетками, нарушает межклеточные процессы, регулируемые кальцием.

Содержание оксалатов в продуктах питания смотрите здесь.

Другие диеты

Бесполисахаридная диета исключает продукты богатые полисахаридами, содержащие в себе клетчатку, целлюлозу, лигнин, протопектин и пектиновые вещества. Главный полисахарид это крахмал, содержащийся в картофеле, хлебе, макаронах, зерновых и бобовых.

Диета Фейнгольда предусматривает исключение из пищи различных красителей, консервантов и т.п. (используется не более чем в 6% случаях аутизма). Также используют безкофеиновую, бездрожжевую, малоуглеводную, кетогенную, вегетарианские диеты. Каждая из этих диет используется в 1-2 % случаев. Не исключено, что их применение нужно в связи с особенностями состояния данного конкретного ребенка. Однако их значение именно в коррекции аутизма убедительно не обосновывается.

Глутаматная гипотеза аутизма. Биохимик Кэтрин Рид из Сан-Франциско обнаружила средство, которое в некоторых случаях сводит к минимуму симптомы аутизма у детей – диету, исключающую глутамат натрия (другие названия — Е 621, Е 631, гидролизованный растительный белок). «В организме присутствуют рецепторы глутамата, который возбуждающе действует на нервные клетки, и он необходим, но лишь в определенном количестве, — говорит Рид. — Многие нарушения развития нервной системы, такие как аутизм, потенциально могут быть связаны с дисбалансом потребления глутамата». На данный момент нет научных данных, подтверждающих теорию Рид, но состояние здоровья ее семилетней дочери-аутиста, вернувшееся, по ее словам, в норму служит наглядным примером верности этой идеи.

Известны случаи, когда, посадив ребенка на диету, он отказывается есть вообще. Поэтому надо быть осторожным в выборе пищи, возможно, именно вашему ребенку подойдут сразу несколько диет или их последовательное применение. В любом случае, важно проконсультироваться с врачом. Многие дети-аутисты не любят нового (неофобия). Незнакомая пища вызывает у них страх или опасения, поэтому специалисты советуют использовать поэтапную тактику. Сначала ребенок должен просто посмотреть на новый продукт, затем – понюхать и потрогать. Когда малыш будет готов, можно предложить ему лизнуть новое лакомство или откусить кусочек. Чаще всего аутисты испытывают сенсорные трудности с едой, не связанные с ее вкусом. Ребенку может не нравиться вид и текстура продукта, поэтому можно экспериментировать с едой, разминая ее или украшая различными рожицами.

Типичный рацион питания ребенка-аутиста не способен обеспечить его достаточным количеством важных витаминов и минералов. Поэтому рекомендуется принимать витаминно-минеральные добавки. Человеку с аутистическими признаками особенно требуются витамины В6, фолиниевая кислота (особая форма фолиевой кислоты) и витамин В12. Эти добавки дополняют обеденный рацион ребенка недостающими витаминами, минералами и аминоксилотами, помогают в решении пищеварительных проблем (ферменты, желчегонные, пробиотики) и проблем с кандидой, питают головной мозг и борются с вирусами.

Витамины, аминокислоты, жирные кислоты, минералы, пробиотики, ферменты, подбираются для каждого ребенка индивидуально на основании анализов и способствуют появлению положительных сдвигов, как в физическом состоянии, так и в интеллектуальном развитии ребенка. Но поскольку аутизм многоликое явление, часто приходиться действовать методом проб и ошибок. Одно и то же средство или диета могут улучшить состояние одного ребенка, для другого же – оказаться бесполезным. Если у ребенка с аутизмом высокая температура, и ему дают жаропонижающее средство, после чего жар уходит, это не значит, что лечат аутизм, но это и не значит, что не помогают ребенку с аутизмом.

В заключении приведу отзыв одной из мам ребенка-аутиста, применяющую БГБК-диету: «Мы своего ребенка посадили на диету в 9 лет после долгих, мучительных, ни к чему не приводящих лечений у психиатров. По результатам анализов у педиатра – физиологически, абсолютно здоровый ребенок. Ели мы только макароны с сыром, выпечку, сладости, бутерброды, из овощей – огурцы, а из фруктов – яблоки и все! На супы кричал: «не вкусно», ел только всухомятку. А после года БГБК-диеты едим абсолютно все: овощи, фрукты, каши, супы, мясо, рыбу. Кроме этого, я вижу, что ребенок стал себя лучше чувствовать, прекратились смех и прыжки, и вообще он как будто стал к нам «возвращаться». Я, конечно, не думаю, что диета, начатая в таком возрасте, приведет его к норме (хотя в душе надежда и вера живут), но то, что мальчик стал гораздо лучше себя чувствовать, это уже для нас много значит. А если урвет кусочек сахара, начинается бурное веселье, переходящее в агрессию. От хлеба и молока – обязательно истерика. Теперь все родные видят зависимость поведения от питания».

Вопрос-ответ. Что делать с жеванием и проглатыванием несъедобных предметов при аутизме?

Эрготерапевт о распространенной и опасной проблеме, с которой сталкиваются родители детей с аутизмом

Нашему сыну 17 лет. У него диагностирован аутизм и задержка развития. В последнее время он начал жевать ворот рубашки, он также жует и иногда проглатывает колпачки от ручек, ластики, разного рода бумагу. Иногда я нахожу дома предметы со следами от его зубов. Почему это происходит?

На вопрос отвечает эрготерапевт Мойра Пена из реабилитационной детской больницы Холланд-Блорвью в Торонто, Канада.

Спасибо за ваш вопрос. Ваша семья далеко не одинока в этой проблеме. Жевание предметов может быть формой повторяющегося поведения при аутизме. Проглатывание несъедобных предметов называется «пика». Оба явления очень часто встречаются у людей с аутизмом.

Читать еще:  Питьевая диета на 2 месяца

Как эрготерапевт я часто работаю с семьями, где есть дети с этой опасной склонностью, так что я буду рада поделиться своим опытом. Ниже я кратко описываю некоторые общие стратегии по решению этой проблемы, но они не могут заменить работу с поведенческим аналитиком и/или эрготерапевтом, которые смогут разработать индивидуальный план коррекции для вашего ребенка.

Исключение медицинских проблем

В редких случаях пика может быть вызвана дефицитом питательных веществ. Пика также может быть вызвана серьезными медицинскими проблемами, такими как отравление свинцом. Очень важно, чтобы вы сообщили врачу о том, что ваш сын начал есть несъедобные предметы, и пройти медицинское обследование.

Ответ на вопрос «почему»

Любой план по работе с проблемным поведением начинается с детективного расследования возможной причины этого поведения. Давайте рассмотрим три возможных причины, по которым у вашего сына появилась эта новая привычка: попытка справиться с сильными эмоциями, получение сенсорной стимуляции и привлечение внимания.

Это может быть тревожность?

Мы знаем, что тревожность особенно часто встречается у детей и подростков с аутизмом. Некоторые исследования предполагают, что около 40% детей с аутизмом страдают от тревожного расстройства.

В моей практике я часто встречаю детей и подростков, которые начинают жевать несъедобные предметы, потому что им трудно справиться с чувством тревоги или раздражения. Вот некоторые вопросы, на которые нужно ответить, в идеале вместе с детским психологом, у которого есть опыт в области аутизма:

— Ваш сын чаще начинает жевать рубашку и другие предметы в тех ситуациях, которые связаны для него со стрессом? Например, когда нужно выходить из дома в школу или делать уроки?

— Он кажется расстроенным, когда жует посторонние предметы?

— В жизни вашего сына недавно происходили перемены, которые могли повысить общий уровень тревожности?

Это сенсорная стимуляция?

Сенсорные проблемы также очень часто встречаются, как у детей, так и у взрослых в спектре аутизма. Иногда это приводит к поиску определенных сенсорных ощущений, например, жеванию предметов или одежды.

В случае вашего сына на подобный сенсорный поиск могут указывать следующие признаки:

— ему трудно держать руки при себе

— ему трудно усидеть на месте (гиперактивность)

— его привлекают сильные запахи

— он постоянно ищет зрительную стимуляцию (может выражаться в радости от зрительной стимуляции, например, карусели, включенных вентиляторов или ярких огней)

Другой признак того, что поедание несъедобного может быть вызвано сенсорным поиском — это изменение настроения сына во время этого поведения. Он кажется скорее счастливым, чем тревожным, когда жует свою рубашку? Если да, то жевание является для него методом самоуспокоения.

Это привлечение внимания?

Я помню, как я работала с одной семьей, где подросток с аутизмом начал глотать большие батарейки. После ведения записей о поведении стало очевидно, что он делал это только в школе утром. Когда я обсудила это с мальчиком, он признался, что таким образом он пытался избежать школы и провести день в больнице, где рядом с ним будут родители.

У каждого из нас есть то или иное поведение для привлечения внимания других людей. Важно помнить, что в случае людей с нарушениями коммуникации — одного из основных симптомов аутизма — такое поведение выражает потребность в общении, которую они не могут удовлетворить иначе.

Что теперь? Стратегии по уменьшению жевания и проглатывания несъедобных предметов

Я не поведенческий терапевт, но мой опыт эрготерапевта говорит о том, что следующие общие стратегии могут быть полезны для семей, где ребенок жует и/или глотает неподходящие предметы:

Отслеживайте, когда это происходит

Это поможет определить, когда ваш ребенок с наибольшей вероятностью начнет жевать и/или глотать предметы. Это позволит вам эффективно предотвращать поведение, перенаправляя его на что-то другое.

Я рекомендую родителям начать вести дневник или протокол, записывая в него когда и где это произошло.

Вы можете использовать дневник для того, чтобы выявить факторы, провоцирующие это поведение. Например, это может быть фраза о том, что пора собираться в школу, или видимая усталость.

Определение того, с чем связано поведение, позволит вам изменить окружающую среду надлежащим образом. Например, если ваш сын жует одежду и другие предметы, когда надо собираться в школу, вы можете предотвратить это поведение, если отвлечете его любимой музыкой или игрой в этот момент. Такое переключение на что-то еще — очень важный инструмент в борьбе с вредными привычками и другим проблемным поведением.

Изменения в окружающей обстановке

Ваш сын ищет предметы для жевания в определенном месте, например, конкретном шкафу? Заприте его. А лучше переложите содержимое так, чтобы он его не видел и не мог достать.

Если вы считаете, что он начинает жевать предметы, когда скучает, постарайтесь оживить обстановку. Включите фоновую музыку или добавьте яркие плакаты и другие зрительные стимулы в комнату. С другой стороны, «слишком загруженная» комната может вызвать тревожность у некоторых людей с аутизмом. Если это относится к вашему сыну, то постарайтесь создать тихую, зрительно приглушенную обстановку.

По моему опыту, небольшие изменения в обстановке часто привлекают внимание, что уменьшает импульс заняться проблемным поведением. Поэкспериментируйте, чтобы понять, что эффективно для вашего ребенка.

Помощь ребенку в коммуникации

Что если вы подозреваете, что поведение вашего сына является способом привлечь ваше внимание? В случае, который я описывала выше, с проглатыванием батареек, мы разработали визуальное расписание на неделю. В нем мы запланировали регулярное «совместное» время с родителями, когда они вместе играли, гуляли и занимались чем-то вместе.

Попробуйте использовать изображение светофора в качестве визуального способа, с помощью которого ребенок сможет сообщить вам о растущем дискомфорте (желтый свет) или тревожной потребности что-то жевать или глотать (красный свет).

Для этого мальчика и его родителей мы также сделали изображение светофора, чтобы ему было проще сообщить о своих потребностях родителям конструктивным образом. Он научился показывать на красный свет, когда у него появлялось желание найти и проглотить батарейку. Это был сигнал, что его родителям нужно уделить несколько минут, чтобы заняться с ним чем-то, что его успокаивает. (Больше всего ему нравилось прыгать на батуте).

Еще лучше, когда мальчик указывал на желтый цвет в тех ситуациях, когда ему было дискомфортно. Тогда его родители могли заранее переключить его на любимое занятие или что-то еще.

Не так давно были разработаны портативные мониторы стресса, которые реагируют на повышенное сердцебиение и другие признаки. Это могут быть как бесплатные приложения для телефона, так и специальные устройства стоимостью в несколько сотен долларов. Они позволяют заранее предотвратить проблемное поведение, которое вызвано сильным стрессом, но не каждый ребенок или подросток согласится их носить.

Также полезно разработать систему наград за то, что ребенок воздерживается от проблемного поведения. В случае с мальчиком, который глотал батарейки, родители начали давать ему ежедневную награду в случае, если он этого не делал. Затем мы постепенно сделали положительное поощрение все более и более редким.

Работа с сенсорными потребностями

Эрготерапевты вроде меня подготовлены работать с детьми, у которых есть нарушения обработки сенсорной информации, в том числе жевание и глотание несъедобных предметов, связанное с сенсорными проблемами. Опять же, лучше всего индивидуальный подход, разработанный специалистом специально для вашего ребенка, но есть несколько следующих общих стратегий:

Сильно стимулирующая еда

Предложите вашему сыну различные продукты, которые обеспечивают наиболее сильную сенсорную стимуляцию во время жевания, например, они хрустят, их надо грызть или долго жевать. Это может быть свежая морковка, сушеные фрукты, батончики мюсли или лакричные палочки.

Другой способ получить уместную сенсорную стимуляцию в полости рта: предложите ему пить густые напитки через соломинку. Это может быть яблочное пюре, йогурт, молочный коктейль и так далее.

Сенсорные игрушки для жевания

Другой вариант — игрушки для жевания. Например, это могут быть специальные трубочки, палочки или кулоны для жевания. Они изготовлены таким образом, чтобы их нельзя было разгрызть или проглотить. Тем не менее, я рекомендую применять их только под наблюдением. Также я советую заказывать только игрушки американских или канадских производителей, так как в других странах могут использоваться небезопасные материалы и методы изготовления.

Подход «сенсорной диеты»

Мы нуждаемся в различных продуктах в нашем рационе, а человек в «сенсорном поиске» нуждается в двух или трех основательных «сенсорных блюдах», а также нескольких «сенсорных перекусах» в течение дня. Мы называем это «сенсорной диетой». Она включает различные сенсорные занятия, которые могут сбалансировать настроение и повысить внимательность.

Сенсорная диета может включать: лепку из пластилина, рисование пальцами, прыжки, бег и так далее. Найдите то, что нравится вашему ребенку.

Добавьте глубокое давление в сенсорную диету

Исследования показывают, что такая техника эрготерапии как глубокое давление (проприоцептивная стимуляция) оказывает успокоительное воздействие на разум и тело. Если жевание несъедобного связано с тревожностью, то глубокое давление в течение дня поможет ему сохранять спокойствие.

Некоторые варианты включают:

— прыжки на батуте (при соблюдении необходимых мер безопасности)

— стимуляция ротовой полости электрической щеткой

— занятия, во время которых нужно толкать, тянуть или что-то поднимать, например, борьба или перетягивание каната

В течение нескольких недель продолжайте вести дневник поведения вашего сына, чтобы понять, помогают ли какие-то из этих стратегий уменьшить жевание несъедобного.

Помните, что любое поведение может объясняться как поведенческими, так и сенсорными проблемами. В идеале, необходима совместная работа поведенческого аналитика и эрготерапевта, для развития междисциплинарного подхода к решению проблемы.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector