Сенсорная диета при аутизме
Особые переводы
Пять способов наладить сенсорную диету для вашего ребенка
Пять способов наладить сенсорную диету для вашего ребенка
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Налаживание эффективной сенсорной диеты – непростое испытание, но для ребенка с нарушением обработки сенсорной информации наладить сенсорную диету – значит помочь ему чувствовать себя в своей тарелке в любой ситуации, показать, что день в школе может быть приятным, а семейный пикник не обязательно должен закончиться слезами и ссорой. Как всегда, я настаиваю на том, чтобы разработка домашней программы реабилитации шла под контролем профессионального эрготерапевта, обладающего глубокими знаниями в области течения и регуляции сенсорных процессов в организме ребенка.
- Станьте детективом.
Каждый ребенок уникален и реакция на приток сенсорных импульсов всегда индивидуальна. Так, например прыжки на мяче одному ребенку помогут собраться и взять себя в руки, а другого наоборот «заведет» и вызовет взрыв нежелательного поведения. Понаблюдайте, как реагирует ваш ребенок на разные занятия, и в выборе сенсорной стимуляции руководствуйтесь его реакцией. Кроме того, помните, то, что сработало сегодня, не обязательно понравится ребенку завтра. Реакция на приток сенсорных импульсов, сенсорный «вход», зависит от множества факторов: от того, как хорошо ребенок выспался, что он ел, здоров ли он и т.д. - Пользуйтесь выбранной стратегией сенсорного вмешательства с умом. Тщательно проанализируйте выбранную разновидность сенсорного «входа», то, в какой форме он предоставляется и какое воздействие оказывает выбранная деятельность на ребенка. Если в выбранной игре основная нагрузка приходится на вестибулярный аппарат, а среди движений преобладают прыжки и кружение, то, как правило, такие игры действуют на организм возбуждающе. Приток сенсорных импульсов при таких занятиях будет настолько сильным, что просто необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать их поступление, чтобы не допустить случайной перегрузки нервной системы. Линейный вестибулярный сигнал, который вызывают разнообразные раскачивания, как правило, помогают собраться. Надавливания и силовые нагрузки помогают ребенку собраться, особенно после энергичных игр и упражнений. Разнообразные оральные стимуляции, такие как выдувание воздуха, или посасывание разных предметов, могут постепенно помочь успокоиться.
- Изучите область интересов вашего ребенка. Используйте интересы ребенка, чтобы сделать сенсорные упражнения более увлекательными. Родители часто жалуются, что дети неохотно занимаются предложенными в рамках сенсорной диеты упражнениями. Подключите к процессу фантазию. В этом году один мальчик начал с удовольствием ходить на занятия, после того как мы переименовали их в «Тренинг молодого джедая», и все упражнения строились вокруг навыков, необходимых для того, чтобы стать джедаем. В другой раз нам пришлось изобразить в реальности, прямо в клинике, несколько раундов компьютерной игры Angry Birds. Дети выстроили стены из картонных блоков, водрузили наверх подушки, и в этих декорациях затем развернулась сенсомоторная игра.
- Будьте последовательны. Сделайте соблюдение сенсорной диеты неотъемлемой частью вашей жизни. Система визуального планирования, напр. SticK >Может показаться, что соблюдение сенсорной диеты требует больших усилий, но и отдача при этом весьма велика. Если ваш ребенок научится регулировать свое состояние, это пойдет на пользу и ему, и все вашей семье.
Аутизм и проблемы в сенсорной сфере
Расстройство сенсорной интеграции – это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве).
При сенсорных расстройствах информация нормально воспринимается самими органами (слуха или зрения), но неправильно обрабатывается мозгом.
Сенсорные расстройства могут быть отдельным состоянием, но очень часто они сопровождают другие неврологические заболевания, такие так РАС, СДВГ, дислексия, расстройство координации движений, синдром Туретта, рассеянный склероз и задержки речевого развития.
У детей с аутизмом сенсорные проблемы заметны особенно хорошо, однако было бы неверным полагать, что они являются исключительно прерогативой РАС.
Существует теория, согласно которой синдром дефицита внимания и гиперактивности может быть частично или полностью вызван проблемами в сенсорной сфере.
Сфера чувства и ощущений настолько фундаментальна для развития и повседневной жизни человека, что любые проблемы с ней проявится в поведении – причем, вовсе не обязательно, что эти проявления будут одинаковыми у разных детей.
Например, ребенок с нехваткой раздражителей для вестибулярной системы будет постоянно искать «подпитки» в виде ерзания или бега. Он может казаться гиперактивным, но, по сути, его проблемы будут вызваны именно проблемной сенсорикой.
Другой случай: если ребенок плохо чувствует тело (плохая проприоцепия), он может регулярно падать со стула или спотыкаться, когда заходит в класс. Он может злиться и раздражаться от собственной неуклюжести, что будет приводить к сильному возбуждению и утрате концентрации. Хотя ребенку могут поставить диагноз «синдром дефицита внимания», его реальные проблемы определяет именно сфера сенсорики.
Нужно отметить, что в настоящее время сенсорные расстройства не выделены в качестве отдельного заболевания согласно Руководству по диагностике и статистике психических расстройств, разработанному Американской Психиатрической Ассоциацией.
Медицине неизвестен способ полностью излечить расстройства сенсорной интеграции, тем не менее, предпринимаются многочисленные попытки смягчить ущерб, который они наносят жизни и здоровью ребенка.
Некоторые специалисты полают, что под одним общим термином скрываются сразу три группы расстройств:
- Расстройство сенсорной модуляции – чрезмерная или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких-то ощущений, или, напротив, их упорно искать.
- Сенсорно-моторные расстройства – проблемы с моторикой, которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов.
- Сенсорная дискриминация – проявляется в рассеянном внимании, неорганизованности и плохих успехах в школе.
Расстройства сенсорной модуляции: ГИПО- и ГИПЕРчувствительность
Эти сенсорные расстройства наблюдаются чаще всего. Степень их выраженности может разниться от пациента к пациенту. У некоторых детей недостаток или избыток реакции на раздражитель едва заметен. У других он так выражен, что им трудно нормально жить и учиться.
Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все.
Ребенка может раздражать ощущение трения ткани о кожу, он может не терпеть нормальное освещение комнаты, не любить прикосновений (особенно, легких) и избегать прямого взгляда в глаза.
При гипочувствительности, напротив, ребенок может активно искать какого-то чувственного опыта и быть беспокойным в его отсутствии.
При занятиях с такими детьми советуют предъявлять им обилие материалов для ощупывания, использовать тихий голос, двигаться медленно и предсказуемо.
Чтобы развивать сенсорную сферу, нужно постоянно расширять границы того, что ребенок находит приемлемым, но делать это постепенно и избегать резких скачков.
Теоретически, при помощи небольших шагов можно развить сенсорику и приблизить ее к нормальной, но если выбрать слишком быстрый темп, неизбежны сенсорные перегрузки и связанные с ними истерики.
Нужно исключить все негативные раздражители, которые легко поддаются контролю – например, бирки на одежде или лампы дневного света с их миганием и дрожанием.
Сенсорная диета – регулярно и неуклонно
В то же время, профессионал-терапевт и члены семьи должны совместными усилиями создать ребенку возможность получать необходимую ему «сенсорную диету» — такое расписание дня, которое гарантировало бы ребенку получение в течении дня набора ощущений, который бы полностью закрывал его потребность во внешних раздражителях.
Согласно существующей теории, ощущения – это своеобразное «топливо», которое помогает ребенку с сенсорными проблемами вернуться в нормальное состояние и оставаться в нем.
Важно не полагаться на отдельные занятия, а так спланировать день, чтобы ребенок получал целый набор процедур в течение продолжительного времени.
Естественно, что для каждого ребенка «сенсорный рацион» будет строго индивидуальным.
Среди прочего, большое внимание нужно уделять вестибулярному аппарату, проприоцепции и тактильной сфере. Нужно вовлекать ребенка в игры с пальчиковыми красками, лепку из пластилина, глины или теста, в качание на качелях, лазание по брусьям, в игру в ванной с водой, рисом, песком и прочие аналогичные занятия.
Сенсорная комната как часть терапии
Терапия, направленная на успешную сенсорную интеграцию, ориентируется на использование так называемой «сенсорной комнаты».
Во время лечебной процедуры, ребенок получает необходимые именно ему сенсорные переживания, также поощряются перемещения внутри самого помещения. Вот принципы, по которым необходимо организовать работу сенсорной комнаты:
- Уровень раздражителей должен быть адекватен возможностям ребенка;
- Ребенка нужно стимулировать к изменению поведения в ответ на изменения в обстановке;
- Наполнение комнаты должно вызывать интерес у ребенка и соответствовать его уровню развития;
- То, как организуются занятия, должно быть обусловлено предпочтениями и интересами ребенка.
Детям с гипочувствительностью нужно предлагать сильные ощущения – трение щеткой, вибрацию или сжатие в объятиях. Игрушки должны быть приятны на ощупь – можно использовать мягкие игрушки с разными наполнителями.
Гиперчувствительных детей нужно, напротив, погружать в умиротворяющую атмосферу, которая включала бы в себя тихую музыку, мягкое освещения и нежные покачивания.
Чтобы побудить детей делать шаг вперед и соглашаться испытать проблемные для себя ощущения, нужно использовать угощения и другие награды.
Критерии правильной диагностики сенсорного расстройства
Когда речь идет о сенсорных проблемах, нужно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу.
Однако, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию – о норме говорить не приходится.
Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.
Неверно считать, что у пациента может наблюдаться только лишь гипо- или гиперчувствительность. Встречаются ситуации, ребенок может не выносить громких звуков, но при этом смеяться, когда ему делают укол и никак не реагировать на ожог второй степени.
Метода сенсорной интеграции в приложении к РАС
Как и со всеми другими способами смягчить проявления аутизма, сенсорная интеграция до сих пор не была проверена исследованиями национального масштаба, которые позволили бы однозначно подтвердить или опровергнуть те или иные теории, связанные с ней.
Критики отмечают, что, поскольку сам характер американской страховой медицины требует от специалистов по поведению постановки «медицинского» диагноза, они могут проявлять тенденцию к злоупотреблению, и говорить о расстройствах сенсорной сферы даже в тех случаях, когда особенности поведения могут быть объяснены другими факторами.
Специалисты также предостерегают от того, чтобы все проблемы детей с аутизмом сводить к сенсорным нехваткам или гиперчувствительности.
Так, теория «протекающего кишечника» объясняет отчужденность, «туман» и повышенный болевой порог отравлением организма морфиноподобными веществами, которые вырабатываются как реакция на попадание в кровь из кишечника крупных молекул, содержащих глютен или казеин.
Пищевые аллергии также могут иметь значение, приводя к перевозбуждению и провоцируя дальнейший уход в себя. Проблемы с митохондриальным комплексом клеток имеют следствием вялость и апатию ребенка.
Хотя все перечисленные симптомы можно объяснить и как следствия неправильной обработки мозгом сенсорных раздражителей, они часто имеют медицинскую природу.
Именно поэтому необходим комплексный подход к лечению детей с РАС, когда врач находит и излечивает все источники воспалений в организме, насыщает клетки энергией и обеспечивает рацион, который закрывал бы все выявленные пищевые нехватки.
Сенсорная интеграция, таким образом – это не единственный, а один из многочисленных способов помощи при РАС. Можно рекомендовать родителем дополнять «сенсорную диету» биомедицинскими протоколами и наоборот.
Отметим также, что сенсорная интеграция – это паллиативный метод лечения, т.е. смягчающий лишь проявления болезни, но не излечивающий ее причины. Дети могут получать некоторое облегчение (массаж и объятия приятны и здоровым людям).
Однако без выявления причин заболевания или сопутствующих ему состояний, долгосрочный эффект от сенсорной терапии может быть сведен на нет.
Завершая ознакомительный рассказ, повторим свою мысль ещё раз: лечение РАС должно быть комплексным.
Особые переводы
Пять способов наладить сенсорную диету для вашего ребенка
Пять способов наладить сенсорную диету для вашего ребенка
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
Налаживание эффективной сенсорной диеты – непростое испытание, но для ребенка с нарушением обработки сенсорной информации наладить сенсорную диету – значит помочь ему чувствовать себя в своей тарелке в любой ситуации, показать, что день в школе может быть приятным, а семейный пикник не обязательно должен закончиться слезами и ссорой. Как всегда, я настаиваю на том, чтобы разработка домашней программы реабилитации шла под контролем профессионального эрготерапевта, обладающего глубокими знаниями в области течения и регуляции сенсорных процессов в организме ребенка.
- Станьте детективом.
Каждый ребенок уникален и реакция на приток сенсорных импульсов всегда индивидуальна. Так, например прыжки на мяче одному ребенку помогут собраться и взять себя в руки, а другого наоборот «заведет» и вызовет взрыв нежелательного поведения. Понаблюдайте, как реагирует ваш ребенок на разные занятия, и в выборе сенсорной стимуляции руководствуйтесь его реакцией. Кроме того, помните, то, что сработало сегодня, не обязательно понравится ребенку завтра. Реакция на приток сенсорных импульсов, сенсорный «вход», зависит от множества факторов: от того, как хорошо ребенок выспался, что он ел, здоров ли он и т.д. - Пользуйтесь выбранной стратегией сенсорного вмешательства с умом. Тщательно проанализируйте выбранную разновидность сенсорного «входа», то, в какой форме он предоставляется и какое воздействие оказывает выбранная деятельность на ребенка. Если в выбранной игре основная нагрузка приходится на вестибулярный аппарат, а среди движений преобладают прыжки и кружение, то, как правило, такие игры действуют на организм возбуждающе. Приток сенсорных импульсов при таких занятиях будет настолько сильным, что просто необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать их поступление, чтобы не допустить случайной перегрузки нервной системы. Линейный вестибулярный сигнал, который вызывают разнообразные раскачивания, как правило, помогают собраться. Надавливания и силовые нагрузки помогают ребенку собраться, особенно после энергичных игр и упражнений. Разнообразные оральные стимуляции, такие как выдувание воздуха, или посасывание разных предметов, могут постепенно помочь успокоиться.
- Изучите область интересов вашего ребенка. Используйте интересы ребенка, чтобы сделать сенсорные упражнения более увлекательными. Родители часто жалуются, что дети неохотно занимаются предложенными в рамках сенсорной диеты упражнениями. Подключите к процессу фантазию. В этом году один мальчик начал с удовольствием ходить на занятия, после того как мы переименовали их в «Тренинг молодого джедая», и все упражнения строились вокруг навыков, необходимых для того, чтобы стать джедаем. В другой раз нам пришлось изобразить в реальности, прямо в клинике, несколько раундов компьютерной игры Angry Birds. Дети выстроили стены из картонных блоков, водрузили наверх подушки, и в этих декорациях затем развернулась сенсомоторная игра.
- Будьте последовательны. Сделайте соблюдение сенсорной диеты неотъемлемой частью вашей жизни. Система визуального планирования, напр. SticK >Может показаться, что соблюдение сенсорной диеты требует больших усилий, но и отдача при этом весьма велика. Если ваш ребенок научится регулировать свое состояние, это пойдет на пользу и ему, и все вашей семье.
Сенсорная чувствительность. Часть 4
Перевод четвертой (заключительной) статьи из этого цикла. Примечательна тем, что в ней наконец-то говорится — как все-таки быть с сенсорной чувствительностью и что можно сделать. Материалов о нарушении сенсорного восприятия не так уж мало, но большая часть сводится к тому, что есть такая проблема, и с ней надо как-то жить. Как именно жить — об этом пишут очень редко.
Когда мы думаем о диете, мы обычно подразумеваем какое-то ограничение своего питания. Но сенсорная диета – это не ограничение, это восполнение сенсорных потребностей и улучшение саморегуляции с помощью специальных упражнений.
Термин «сенсорная диета» возник в реабилитационной терапии и часто применяется, когда речь идет об аутизме и нарушении сенсорного восприятия. Чтобы сформировать сенсорную диету, врач определяет сферы пониженной и повышенной чувствительности пациента и подбирает способы их стимуляции или сглаживания.
В видео ниже есть хорошие примеры сенсорных упражнений, которые обычно предписываются в таких случаях:
Сенсорные упражнения бывают двух видов: с повышающей регуляцией и с понижающей. Упражнения с повышающей регуляцией оказывают стимулирующее воздействие на органы чувств. В свою очередь, упражнения с понижающей регуляцией дают успокаивающий эффект.
Иногда одно и то же занятие может оказаться стимулирующим для одного человека и успокаивающим для другого, или же стимулирующим в одной ситуации и успокаивающим в другой. Например, прыжки на батуте могут усилить проприоцептивные ощущения [связанные с ориентацией тела в пространстве], но также могут успокоить при перевозбуждении, помогая высвободить избыточную энергию.
Иногда занятия могут оказывать и тот, и другой эффект одновременно. К примеру, утренняя зарядка действует на меня успокаивающе, так как помогает моему телу работать ровно и слаженно, как одно целое. С другой стороны, она стимулирует, потому что помогает мне взбодриться и сосредоточиться на предстоящих делах. Когда я не делаю зарядку, я чувствую себя заторможенной, нервной и рассеянной.
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ: ПЯТЬ ПЛЮС ТРИ
Сбалансированная сенсорная диета принимает в расчет пять чувств, которые известны нам с детского сада – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – плюс три канала, о которых большинство из нас не догадывается – проприоцептивный, вестибулярный и интероцептивный. Эти дополнительные три источника сообщают важную информацию через органы восприятия, невидимые глазу, например, заполненные жидкостью каналы внутреннего уха или нервные рецепторы в мышцах.
Вот краткое описание трех дополнительных видов восприятия:
Вестибулярный: Двигаюсь ли я? Как и куда? Находится ли мое тело в равновесии? Стою ли я прямо? Падаю?
Проприоцептивный: Как мое тело расположено в пространстве? Как расположены части моего тела относительно друг друга?
Интероцептивный: Что происходит в моих внутренних органах?
Хотя не все люди нуждаются в дополнительной стимуляции всех сенсорных каналов, при создании эффективной сенсорной диеты важно учитывать каждый тип ощущений.
БАЛАНС СПЛАНИРОВАННЫХ И ИНТУИТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Сенсорная диета часто представляет из себя комплекс спланированных упражнений. Поскольку большинство сенсорных диет создается для детей, определенный план необходим, чтобы ребенок мог ежедневно восполнять свои сенсорные потребности. Однако, строгая диета может оказаться излишне жесткой. Представьте, что план вашего питания расписан на неделю вперед, и вы должны неотступно ему следовать. И даже если в среду вечером вам захочется большую тарелку спагетти, по плану вам придется есть салат с курицей.
Я предпочитаю смешанный подход: спланированный, но гибкий. Есть то, что необходимо мне каждый день – например, зарядка по утрам и утяжеленное одеяло вечером. Есть то, что я делаю в особых ситуациях, например, слушаю музыку или разминаю жвачку для рук, которая помогает мне не терять концентрацию во время скучного дела. Есть также вещи, которые я делаю редко, спонтанно или неосознанно.
ЦЕЛИ? СПАСИБО, НЕ НАДО
Моя сенсорная диета имеет одну цель: делать мою жизнь проще, помогая моей саморегуляции.
Когда терапевты прописывают сенсорную диету детям, она часто включает в себя такие цели, как «научиться переносить ощущения и ситуации, вызывающие стресс», или «ослабить стремление к сенсорному поиску», или «уменьшить избегание сенсорных ощущений». Для меня за этими формулировками скрывается устранение чувствительности к чему-либо, и даже от мысли об этом бросает в дрожь. (В предыдущих статьях я объясняла, почему я не сторонница этого.)
Когда дело касается сенсорных ощущений, я думаю о комфорте. Я думаю о том, как создать внутреннее равновесие и сделать так, чтобы различные ситуации вызывали меньше стресса. Формируя свою сенсорную диету, я спрашиваю себя: «Как я могу использовать сенсорные ощущения, чтобы уменьшить тревожность, успокоить себя во время перегрузки или дать выход энергии при перевозбуждении? Точно так же, как я ем, когда голодна, я занимаюсь сенсорными упражнениями, когда чувствую себя перевозбужденной, рассеянной или апатичной. До того, как я узнала о своем аутизме, я интуитивно создавала себе довольно насыщенное сенсорное окружение. За прошедший год я добавила к этому новые занятия, которые восполняют мои сенсорные потребности.
КАЖДОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ
Давайте рассмотрим компоненты сенсорной диеты по отдельности, чтобы понять, что представляют из себя сенсорные упражнения и как они работают. Мой подход к классификации ощущений (и соответствующих упражнений) основан на том, как я испытываю их, и немного отличается от типичного подхода.
Как правило, в сенсорных диетах уделяется большое внимание тактильным, вестибулярным, проприоцептивным и оральным ощущениям. И тому есть веские причины. Эта «большая четверка» включает в себя действия, дающие наибольшую отдачу. Я опишу эту четверку по отдельности, а в конце рассмотрю остальные чувства.
Есть два вида источников тактильных ощущений: то, чего касаетесь вы, и то, что прикасается к вам. Это может показаться странным способом классификации, но я поясню.
В категории «то, чего касаетесь вы» информация поступает, в основном, через:
• текстуру (гладкое, мягкое, твердое, шершавое, скользкое, липкое)
• структуру (гибкое, жесткое, лопающееся, хрупкое)
• движение (игрушки с движущимися частями, игрушки для снятия стресса)
То есть, это вещи, которые вы можете трогать, держать в руках или каким-то образом ими манипулировать.
В категорию «то, что прикасается к вам» входят не только вещи, но и менее осязаемые понятия:
• температура (горячая или холодная вода, солнечный свет, огонь в камине)
• давление (облегающая или тяжелая одежда, объятия, утяжеленное одеяло)
• вибрация (движущийся транспорт, низкие резонирующие звуки)
Эта категория сложнее, так как в чем-то она пересекается с «тем, что прикасается к вам». Например, многие источники давления одновременно дают и тактильные, и проприоцептивные ощущения.
Проприоцептивные ощущения можно разделить на три типа:
Толчок: прыжки, бег, кувырки, тренажер-«кузнечик»
Давление: поднятие тяжестей, глубокий массаж, утяжеленное одеяло, компрессионная одежда, сдавливающие позы, ползание по узким местам
Растяжка: лежание или перекатывание на фитболе, упражнения на растяжку, йога, твистер
Категория вестибулярных ощущений объединяет в себе равновесие и движение, включая некоторые упражнения, на первый взгляд, неочевидные (например, висеть вверх ногами):
• Вращение
• Раскачивание
• Висение вверх ногами
• Кувырки, перекаты, «солнышко»
• Американские горки
• Велосипед, скутер, скейтборд, роликовые коньки
• Прыжки с предметов
Взрослому человеку этот тип ощущений восполнить труднее, так как многие из этих занятий (и самые веселые) считаются детскими и неподобающими возрасту. Но стоит ли об этом волноваться?
Я называю эту категорию оральной, а не вкусовой, потому что сенсорная информация, которую мы получаем через рот, включает в себя не только вкусовые, но и осязательные ощущения. Вкусовое воздействие достаточно очевидно. Острый, мятный или другой насыщенный вкус может стимулировать, тогда как пища с более простым вкусом может успокаивать.
Осязательные ощущения – это то, как еда ощущается во рту и на языке. Температура (горячее, теплое, холодное), консистенция (густое, жидкое), сопротивление (хрустящее, вязкое, замороженное), текстура (зернистое, волокнистое, гладкое) – все это складывается в оральные осязательные ощущения. Лично для меня важен контраст. Утром я люблю выпить ледяной смузи, а следом – чашку теплого чая. Я люблю, когда смешивается горячее и холодное или мягкое и хрустящее: сэндвичи на хрустящих тостах, салаты с сырыми и приготовленными компонентами, суп с кукурузными лепешками, чипсы с соусом, фрукты в шоколаде.
Кроме того, сам физический акт жевания (твердая или хрустящая пища, жевательная резинка) или сосания (соломинки, леденцы, мороженое) может быть сильным источником ощущений.
ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ОБОНЯНИЕ
Многие сенсорные диеты направлены на то, чтобы минимизировать количество зрительной и слуховой информации и тем самым облегчить сенсорную чувствительность. Хоть это и важно, это не единственный подход к данным видам ощущений. Многие из нас получают удовольствие от визуальных, слуховых или обонятельных ощущений, которые могут быть как успокаивающими, так и стимулирующими. Важно находить то, что вам нравится, при этом подбирая способы избегать сенсорных проблем. Распространенные источники ощущений в каждой из этих категорий включают в себя:
Визуальные: повторяющиеся картины, движущиеся или вращающиеся предметы, узоры, приятные глазу цвета или геометрические формы
Звуки: музыка, резонанс, повторяющиеся звуки, эхолалия, звуки природы, тишина, нахождение под водой, пение, игра на инструменте
Запахи: успокаивающие запахи, стимулирующие запахи, ассоциативные запахи
Итак, выше перечислены виды ощущений, которые обычно охватывает сенсорная диета. А как же интероцепция? С ней дело обстоит сложнее, потому что наиболее сильная интероцептивная отдача возникает при отказе от естественных нужд – не есть, не спать, не посещать туалет. Но это вредные для здоровья способы.
Единственный пока что известный мне здоровый способ стимулировать интероцептивные ощущения – это медленное глубокое дыхание. Возможно, есть и другие.
Если вы никогда целенаправленно не задумывались о своих сенсорных потребностях, я советую для начала не спеша проанализировать, чем вы занимаетесь в данный момент и как вы хотели бы дополнить свое сенсорное окружение. Это необязательно должно быть что-то сложное. Вот с чего можно начать:
• Определите ситуации или время суток, когда вы чувствуете себя вялым или перевозбужденным. В эти периоды могут помочь запланированные сенсорные упражнения.
Затем подумайте:
• Какие ощущения вам нравятся? Посмотрите примеры, приведенные в этом посте и видео.
• Что вам нужно устранить или дополнить? Иногда в нашем сенсорном окружении присутствуют перевозбуждающие или вредные для здоровья вещи. Хорошей идеей будет попытаться заменить их другими, более полезными.
• Какой вы можете составить режим или график, чтобы улучшить свое сенсорное окружение? Включив определенные занятия в распорядок дня, можно значительно улучшить саморегуляцию и закрепить этот эффект на долгий период.
• Какие занятия вы можете «держать в резерве», чтобы выполнять их по мере необходимости? Например, я всегда храню жвачку для рук на своем столе.