Характеристика и классификация прыжков в гимнастике
Прыжки (характеристика, классификация, методика применения).
Гимнастические прыжки оказывают всестороннее воздействие на организм человека. Они доступны занимающимся различного возраста, пола и физической подготовленности. С их помощью развивают силу мышц, быстроту, ловкость и точность движений.
Прыжки имеют прикладное значение. Умение легко и быстро преодолевать различные препятствия — один из показателей хорошей прикладной подготовки занимающихся. Прыжки также применяются в гимнастических выступлениях различных масштабов. Умелое их использование повышает зрелищность и эмоциональность выступлений.
Место прыжков в уроке гимнастики определяется его задачами. Обучают прыжкам в основной части занятий. Хорошо изученные несложные прыжки наряду с другими упражнениями часто включаются в подготовительную часть занятий. Применение прыжков поточным способом в значительной степени повышает плотность занятий.
Все прыжки в гимнастике делятся на. две большие группы: неопорные, или простые, и опорные.
К первой группе относятся прыжки, выполняемые без опоры руками о снаряд. К ним относятся: 1) прыжки в высоту с места или с разбега; 2) прыжки в длину с места или с разбега; 3) прыжки в глубину (с подвесной площадки или с гимнастического снаряда); 4) прыжки с трамплина; 5) прыжки через короткую и длинную скакалки.
Опорные прыжки — исторически сформировавшийся вид физических упражнений, который заключается в преодолении с разбега специализированного препятствия (гимнастического снаряда) заранее заданным способом с использованием промежуточной опоры руками. Выполняются они через снаряд (козел, конь, плинт), поставленный в ширину или длину.
По способам выполнения опорные прыжки бывают прямые и боковые.
18. Прикладные упражнения (характеристика, классификация, методика применения).
Прикладные упражнения — это упражнения, помогающие развивать и совершенствовать жизненно необходимые, естественные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний, преодоления препятствия, переноски грузов, сохранения равновесия.
Благодаря относительно простой двигательной структуре прикладные упражнения доступны любому контингенту занимающихся. Некоторые из этих упражнений являются хорошим корригирующим средством при исправлении целого ряда физических недостатков.
Прикладные упражнения можно выполнять в условиях естественной местности, с использованием различных предметов; оборудование занятий не сложно и не дорого.
Во время активного отдыха прикладные упражнения наряду с другими средствами могут успешно применяться спортсменами самой высокой квалификации.
Прикладные упражнения могут включаться во все части занятия, а обучение основным упражнениям проводится в основной его части.
Классификация прикладных упражнений:
Упражнения в равновесии;
Упражнения в лазании;
Упражнения в перелазании и преодолении препятствий;
Упражнения в метании и ловле;
Упражнения в поднимании и переноске груза;
Упражнения в переползании;
Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу мышцы ног, туловища, плечевого пояса и рук. Разновидности ходьбы: на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, приставные, скрестные, в приседе, полуприседе и др.
Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. Разновидности бега: высокий, сгибая ноги назад, с взмахом прямых ног, галопом, скрестный и др.
Упражнения в равновесии подразделяются на упражнения на месте и в движении.
На месте: все виды стоек от обычной на двух ногах, до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми и закрытыми глазами, переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.
В движении: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т.п.
Упражнения в лазании — это передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Для лазания можно использовать канат, шест, гимнастическая стенка и скамейка, деревянная и веревочная лестницы.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
лазание в смешанных висах или упорах;
лазание в простых висах или упорах;
лазание с остановками (завязывания на канате);
лазание с грузом или партнером на плечах;
Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях. Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно: прыжками, перелазанием, подлезанием и пролезанием.
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений. Эти упражнения классифицируются на метание на дальность, метание в цель, подбрасывание и ловля, перебрасывание. Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися.
В качестве упражнений применяются:
передача набивных мячей;
переноска набивных мячей;
переноска гимнастических снарядов.
Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнеры двумя или одним.
Способы переноски двумя:
переноска сидящего на руках (левой одного и правой руке другого);
переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»);
переноска с поддержкой под руки и колени;
переноска сидящего на взаимно сцепленных руках (на «решетке»);
переноска с поддержкой под ноги и спину.
Способы переноски одним:
переноска сидящего верхом на спине;
переноска на плечах;
переноска с поддержкой двумя руками (как невесту);
переноска с поддержкой одной рукой;
переноска лежащего на одном плече.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы и выносливости.
переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь;
переползание в упоре стоя на коленях;
переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья;
переползание на боку;
переползание с партнером на спине или с грузом.
Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высоту, длину, в глубину, далеко-высокие, с подкидного мостика, через скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
19. Вольные упражнения (характеристика, классификация, методика применения).
Вольные упражнения — это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции.
В содержание вольных упражнений для начинающих включаются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнастики. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упражнениях, как правило, упражнения не повторяются.
Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комбинации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые индивидуально в соответствии с требованиями правил соревнований.
В содержание вольных упражнений начальной подготовки входят элементы различных групп. Приведем примеры основных и наиболее распространенных движений и поз (динамических и статических упражнений).
Опорные прыжки
Опорные прыжки имеют элементы, выполнение которых требует от гимнастов высокого чувства координации движений, умения распределить внимание и переключать его. Это связано с тем, что в опорных прыжках идет чрезвычайно быстрое чередование фаз.
Условно принято в опорных прыжках выделять основные фазы движений: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка рук, толчок руками, полет после толчка рук, приземление. Опорный прыжок будет выполнен на высоком уровне, если выполнены правильно все без исключения вышеперечисленные фазы.
Прыжок ноги врозь через козла в длину. После толчка ногами потянуться руками вперед, в опоре, с началом толчка руками развести ноги в стороны со сгибанием в тазобедренных суставах. По окончании сгибания (таз поднят вверх) следует разгибание за счет поднятия плечевого пояса, затем приземление.
Страховка и помощь. Стоять спереди у места приземления, поддерживать одной рукой под плечо, другой под грудь.
Последовательность обучения: прыжки на месте с разведением ног в стороны; прыжки ноги врозь в глубину; из упора лежа толчок двумя, мах назад с разведением ног в стороны; из упора лежа толчком двух упор стоя согнувшись; из упора лежа толчком двух в стойку ноги врозь (следить за правильностью толчка руками); освоить прыжок ноги врозь через козла в ширину; прыжок ноги врозь через козла в длину.
Прыжок согнув ноги через козла в длину. Сгибание ног в коленных суставах начинается во время толчка руками. Закончив толчок руками, гимнаст начинает разгибание, поднимая плечи вверх, опуская и разгибая ноги, приземляется.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, хватом во время постановки рук гимнаста на опору одной рукой за плечо, другой за предплечье.
Последовательность обучения: прыжки на месте со сгибанием ног вперед в коленных суставах; из упора лежа толчком двух упор присев; вскок в упор присев на козла и соскок; освоить прыжок через козла в ширину; прыжок ноги врозь через козла в длину.
Прыжок ноги врозь через коня в длину толчком о дальнюю часть. В отличие от прыжка через козла в длину в этом случае требуются более энергичный разбег, сильный толчок ногами, предварительный замах и сильный толчок руками. В остальном техника выполнения сходна с прыжком ноги врозь через козла в длину.
Страховка и помощь. Стоя спереди, поддерживать под грудь одной рукой, другой за плечо.
Последовательность обучения: прыжок ноги врозь через козла в длину с изменением расстояния мостика от снаряда; прыжок ноги врозь через двух козлов, поставленных один за другим. Прыжок ноги врозь через козла в длину (между мостиком и козлом натянута веревочка); прыжок ноги врозь через коня в длину (высота 100 см) с положенным на него матом; прыжок ноги врозь через коня в длину.
Прыжок согнув ноги через коня в длину толчком о дальнюю часть аналогичен технике прыжка согнув ноги через козла в длину, но необходимо более энергично выполнить фазы прыжка (рис. 209).
Страховка и помощь. Аналогичны прыжкам согнув ноги через козла в длину.
К обучению приступать тогда, когда будут освоены прыжки согнув ноги через козла в длину, ноги врозь через коня в длину.
Прыжок ноги врозь через коня в ширину (рис. 210). После толчка ногами к моменту постановки рук тело гимнаста прогнуто. Одновременно с толчком рук гимнаст разводит ноги и сгибается в тазобедренных суставах. Заканчивается сгибание, как только ноги проходят над телом коня. Толчок руками позволяет поднять плечи вверх и выполнить разгиб уже над снарядом. В полетной фазе после толчка руками сохранить положенные ноги врозь до момента приземления.
Страховка и помощь. Стоя спереди, поддерживать под плечи.
Последовательность обучения: освоить прыжки ноги врозь через козла в ширину и длину; вскок в упор стоя согнувшись ноги врозь на горку матов; то же, на коня в ширину и соскок; прыжок ноги врозь через коня в ширину с помощью и самостоятельно.
Прыжок умом через коня в ширину. Выполнив толчок ногами и опираясь прямыми руками, повернуться налево. Начинать поворот в следующей последовательности: ноги, затем туловище и заканчивать над снарядом. Удерживая ноги параллельно снаряду, отпустить правую руку, перенести тяжесть тела на левую руку. Разгибание происходит в упоре на правой руке.
Страховка и помощь. Стоять сбоку, одной рукой поддерживать гимнаста под плечо, другой под спину.
Последовательность обучения: из упора лежа толчком двух с поворотом сед; из упора стоя толчком двух с поворотом сед на горку матов; из упора стоя толчком двух с поворотом сед на козла и соскок; освоить прыжок углом через коня с ручками с помощью и самостоятельно; прыжок углом через коня в ширину с помощью и самостоятельно.
Прыжок боком через коня в ширину. Выполнив толчок ногами с последующей опорой руками о коня, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Передавая тяжесть тела на правую руку и подавая
Рис. 209. Прыжок согнув ноги через коня в длину толчком о дольнюю часть
Рис. 210. Прыжок ноги врозь через коня в ширину таз вперед, разогнуться над снарядом. После разгиба гимнаст находится в положении «боком». Отталкиваясь правой рукой, завершить прыжок.
Страховка и помощь. Стоя спереди-сбоку, с противоположной стороны разгиба, одной рукой держать за предплечье, другой под плечо.
Последовательность обучения: из упора лежа толчком двух упор лежа боком; из упора стоя толчком двух упор лежа боком на горку матов; то же, на коня в ширину; освоить прыжок боком через коня в ширину с ручками; прыжок боком через коня в ширину.
Самые трудные элементы женской спортивной гимнастики
Опорный прыжок. Все мы знаем, что правила проведения соревнований изменились, и гимнасты, и гимнастки должны обязательно исполнять прыжки с различной второй фазой. Также сильно изменился подход к начислению сложности за прыжки. Теперь разница между простыми и сложными и прыжками значительно увеличивается. Новые правила окончательно разграничили 2 пируэта, 2,5 пируэта и три пируэта друг от друга. Поэтому прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад (Аманар) стал уже нормой и освоен большим количеством гимнасток. Также следует отметить достижения спортсменок из стран Азии, которые оказались способны на очень трудные элементы. Появляется больше гимнасток, которые пробуют выполнить прыжок Елены Продуновой или Юрченко три винта на международных соревнованиях.
Самые трудные элементы на прыжке 2017-2020
— Цукахара прогнувшись с поворотом на 540 (Цукахара 1,5 винта)
Элизабет Блэк, Канада, Торонто 2015, и Оксана Чусовитина (здесь и дальше сначала полное название элемента, потом сокращенное и имена его исполнительниц на каждом видео).
— Рондат-фляк с поворотом на 180-сальто вперед с поворотом на 180 (полувинт вперед)
Элли Доуни, Великобритания.
— Рондат-фляк с поворотом на 180-сальто вперед согнувшись с поворотом на 360 (угол вперед с винтом)
— Переворот вперед-сальто вперед в группировке с поворотом на 540 (1,5 винта вперед)
Адриенн Варга, Венгрия
— Рондат-фляк-сальто назад прогнувшись с поворотом на 720 (Юрченко два винта)
Лариса Иордаче, ЧМ 2014 Нанкин
Габриэль Дуглас, ЧМ 2015 Глазго
— Рондат-фляк с поворотом на 180-сальто в группировке вперед с поворотом на 540 (1,5 винта вперед)
Шэннон Ольсен (Канада) ОИ 2016 Рио
Светлана Хоркина ОИ 2004 Афины
— Переворот вперед-сальто вперед с поворотом на 360 (винт вперед)
Яна Бигер (США) и Алена Кваша (Украина)
— Рондат-фляк с поворотом на 270-сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 (винт назад)
Канн Юн Мин (Северная Корея) ОИ 2004 Афины
— Рондат-фляк с поворотом на 180-сальто вперед прогнувшись с поворотом на 360 (винт вперед)
Маккайла Марони (США) ОИ 2012 Лондон
Сандра Избаша (Румыния) ЧЕ 2011 Берлин
— Цукахара прогнувшись с поворотом на 720 (Цукахара два винта)
Ван Йен (Китай) ЧМ 2015
Оксана Чусовитина ОИ 2016
— Переворот вперед-сальто вперед прогнувшись с поворотом на 540 (1,5 винта вперед)
Джулия Штайнгрубер (Швейцария)
Алисия Сакрамоне (США) 2008
— Рондат-фляк-сальто назад прогнувшись с поворотом на 900 (Юрченко 2,5 винта или Аманар)
Симона Байлс, 2016
— Рондат-фляк с поворотом на 180-сальто вперед прогнувшись с поворотом на 540 (1,5 винта вперед)
Хон Ун Джонг (Северная Корея) ЧМ 2015
— Переворот вперед-двойное сальто вперед в группировке (два вперед или Продунова)
Ямилет Пенья (Доминиканская Республика) Торонто 2015
Дипа Кармакар (Индия) ЧМ 2015
Брусья. Комбинации гимнасток на брусьях тоже постепенно меняются по сравнению с прошлыми, благодаря возможности ещё полнее использовать потенциал элементов, исполняемых большим махом. Помимо сложных элементов, стали цениться связки элементов (пусть и не максимально трудных) между собой. Это привело к перемене внешнего вида комбинации и вывело её на ещё один качественный уровень.
Пять самых трудных соскоков с брусьев
— Большим махом вперед-двойное сальто назад в группировке с поворотом на 720 (два с двумя, или Фабричнова)
Виктория Комова, ОИ 2012
Эмили Леппенек (Франция) ОИ 2004 Афины
— Большим махом назад-двойное сальто вперед согнувшись с поворотом на 180 (два вперед с полувинтом, или Пентек)
Ли Я (Китай) ОИ 2004
— С оборота назад-соскок лётом-сальто назад с группировке с поворотом на 360 (или с оборотом не касаясь)
Ма Ян Хон (Китай)
— Большим махом вперед-двойное сальто назад прогнувшись с поворотом на 720 (два бланжа с двумя винтами, или Рэй)
Шон Джонсон ОИ 2008 Пекин
Элиза Рэй ОИ 2000 Сидней
— Большим махом вперед-тройное сальто назад в группировке (три назад, или Магана)
Шантесса Пама, Светлана Козлова, Бренда Магана
Бревно. Выступление на бревне наиболее традиционны и состоят из наскока, самого выступления и завершающий соскок. Итоговая оценка учитывает сложность и чистоту исполнения всех этих частей. Программа включает в себя акробатические элементы, прыжки и повороты. Здесь мы рассмотрим самые трудные соскоки по современным правилам.
Самые трудные соскоки с бревна 2017-2020
— Двойное сальто назад в группировке (два назад)
Мустафина, ЧЕ 2016 Берн
Маккайла Скиннер (США)
— Два с половиной винта назад
Хуан Хуидан (Китай) ЧМ 2014
Фан Илинь (Китай) ЧМ 2015
— Ауэрбах сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 (винт назад прогн.)
Санне Виверс (Нидерланды)
— Джулия Штайнгрубер (Швейцария)
— Ауэрбах сальто назад прогнувшись с поворотом на 900 (2,5 винта назад)
Хоркина ОИ 2004
— Толчком двух ног сальто вперед прогнувшись с поворотом на 720 (два винта вперед)
Кристина «Пенг-Пенг» Ли (Канада)
— Двойное сальто согнувшись (два углом)
Каталина Понор (Румыния) ЧЕ 2016
Дуглас (США) ЧМ 2015
— Маховое сальто с поворотом в сальто назад в группировке
— Ауэрбах сальто назад прогнувшись с поворотом на 720 (два винта назад)
Катаржина Юрковска-Ковальска (Польша) ЧЕ 2016
— Сальто назад прогнувшись с поворотом на 1080 (три винта назад)
Шан Чунсон (Китай) 2016
Лариса Иордаче (Румыния) ЧМ 2014
— Двойное сальто вперед в группировке (два вперед)
Тони-Энн Уильямс (Ямайка)
Елена Продунова ОИ 2000 Сидней
— Ауэрбах сальто назад прогнувшись с поворотом на 1080 боком к бревну (три винта)
— Двойной твист в группировке
Александра Райсман (США)
Виктория Комова ОИ 2012
— Двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 (винт заднее)
Байлс и Скиннер
— Двойное сальто назад согнувшись с поворотом на 360 (винт заднее углом)
Кэйтлин Охаши (США)
Мари Косуге (Япония)
Вольные. На вольных двойное сальто с двумя винтами стали исполнять гораздо чаще, оно превратилось в повседневный элемент. Также гимнастки высоких достижений отлично умеют делать двойной твист и его варианты, а также связки пируэтов (например, одна из самых простых это 2,5 пируэта назад в контртемп пируэт вперёд). Достаточно исполнить 8 сложных элементов, из которых не менее трёх гимнастических, однако от этого казалось бы ограничения программы не теряют в трудности, а наоборот становятся ещё более сложными и яркими. Гимнастки не только поднимают уровень акробатики (теперь двойной бланш и его варианты свойственны многим спортсменкам), но и сильно прибавляют в гимнастических прыжках и поворотах. Теперь выполнить повороты и прыжки в шпагаты также важно, как и акробатику, и гимнастки стремятся, чтобы эти элементы были групп D, благодаря чему, мы видим четвертные повороты на ноге (к примеру, элемент под названием «Гомес»), разные повороты в вертикальном шпагате и т.д. Связки акробатических элементов тоже стали очень трудными. Гимнастки обязательно исполняют связки пируэтов вперёд и сальто вперёд в различных сочетаниях. Успешно добавляется в программу 3,5 пируэта назад в сочетании с сальто вперед и другие варианты подобных акробатических диагоналей, что раньше могли делать только мужчины. Двойной бланш с пируэтом становится обычным элементом программы, а у «Мурс» есть все шансы стать таким же. К сожалению, пока на международном уровне не были удачно исполнены четверной пируэт (я помню только попытку испанской спортсменки Патрисии Морено и немножечко спорное выполнение этого элемента девочками на домашних соревнованиях в Китае), двойное сальто назад с тремя пируэтами или тройное сальто назад в группировке, но женская спортивная гимнастика развивается, и возможно, вскоре гимнастки постараются удивить судей и нас исполнением элементов, которых пока что нет сегодня в таблице правил.
Самые трудные элементы на вольных 2017-2020
— Двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 (винт заднее)
Ванесса Феррари (Италия) ЧЕ 2014
Штайнгрубер ЧМ 2015
— Двойное сальто назад согнувшись с поворотом на 360 (винт заднее углом)
Иордаче ЧМ 2015
Мэгги Николс (США) ЧМ 2015
— Двойной твист в группировке
Комова ЧМ 2011 Токио
Мустафина ЧМ 2014 Нанкин
— Двойной твист в группировке с поворотом на 180 (полвинта)
— Двойное сальто вперед в группировке (два вперед)
Бренда Доуэлл (США) 2013
Лиза Топ (Нидерланды) ЧМ 2015
— Тройной пируэт назад (три винта)
Клаудия Фрагпейн (Великобритания) ЧМ 2015
Иордаче ЧМ 2014
— Два с половиной пируэта вперед (2,5 винта вперед)
Бриджет Слоан (США) Виза Чемпионат
— Три с половиной пируэта назад (3,5 винта назад)
Марони 2012 Виза Чемпионат
— Двойной твист согнувшись
Райсман Американский Кубок 2011
Элиза Доуни (Великобритания) ЧМ 2015
— Двойное сальто вперед согнувшись (два вперед углом)
Бренда Доуэлл (США)
— Двойное сальто вперед в группировке с поворотом на 180 (два вперед с полувинтом)
Лилия Подкопаева (Украина) ОИ 1996 Атланта
Мустафина Европейские Игры 2015 Баку
— Двойное сальто в группировке с поворотом на 540 (два с 1,5 винтами)
Ребекка Андраде (Бразилия)
— Два бланжа с поворотом на 180 (полувинтом)
— Двойное сальто в группировке с двумя пируэтами (два с двумя)