Foreversport.ru

Спорт, красота и Здоровье
77 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спортивная гимнастика на перекладине

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ, ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ

Упражнения на снарядах

Общие сведения

Упражнения на снарядах выполняются в качестве учебных заданий на уроках физической культуры вообще и гимнастики в частности. Однако основное назначение снарядов — использование их в спортивной гимнастике как видов многоборья. В соревнованиях мужчин — четыре снаряда (перекладина, брусья, кольца, конь с ручками), в соревнованиях женщин — два (брусья р/в, бревно). В многоборье для мужчин и женщин кроме снарядов входят вольные упражнения и опорные прыжки. И хотя опорные прыжки и вольные упражнения нельзя отнести к снарядовым, но в целях удобства восприятия этих средств как видов классического шестиборья у мужчин и четырехборья у женщин они и рассматриваются в данной главе.

Упражнения на перекладине

На перекладине возможно выполнение статических, силовых и маховых упражнений, причем две первые группы упражнений предназначены для начинающих гимнастов.

Начальная подготовка на перекладине предполагает освоение простейших упражнений на низкой перекладине, среди которых смешанные висы и упоры: вис стоя, вис присев, вис лежа, висы завесом одной и двумя, упор ноги врозь. К начальной подготовке относятся также подъемы переворотом на низкой и высокой перекладинах, перемахи одной ногой из упора в упор ноги врозь, простейшие повороты с перемахом одной, обороты, соскоки и т.д.

Ниже приводится краткое описание техники с замечаниями по разучиванию упражнений.

Подъем переворотом выполняется на низкой перекладине из виса стоя на одной, другая (маховая) отведена назад. Махом ноги вперед и далее вверх, не разгибая рук, направить таз к перекладине и, присоединяя толчковую ногу к маховой, перевернуться в упор (рис. 58). Страховка и помощь оказываются снизу под таз и ноги, а для облегчения переворачивания — под плечо.

Подъем левой (правой) выполняется на низкой перекладине из виса стоя на одной другая назад (рис. 59). Делают 3—4 беговых шага в висе присев. Затем толчком одной и махом другой ноги подносятся к перекладине на уровне носков. Продев маховую ногу под перекладину, ноги разгибают в тазобедренных суставах с плавным переходом в упор ноги врозь. В завершающей фазе подъема гриф перекладины фиксируют на бедре сзадистоящей ноги, что облегчает управление скоростью вращения. Помощь при разучивании подъема оказывается одной рукой под спину, другой — под бедро.

Оборот вперед из упора ноги врозь левой (правой) выполняется хватом снизу (рис. 60). В начале упражнения надо приподнять таз и как бы «шагнуть» вперед, подавая грудь вверх-вперед. При этом нельзя сгибаться и наклонять голову. После прохождения нижней вертикали активное разгибание сзадистоягцей ноги облегчает подавление инерционных сил и плавный переход в конечное положение. В качестве подводящих упражнений рекомендуются «шаг» вперед с гимнастической палкой между ног (имитация перекладины), раздельное выполнение первой половины оборота с помощью, проводка всего упражнения па низкой перекладине. Страховка и помощь — сбоку и спереди за плечо и ногу, находящуюся впереди.

Оборот назад из упора (рис. 61) выполняется после отмаха из упора (желательно выше горизонтального положения). Опускаясь в упор, необходимо создать вращение тела движением плеч назад и энергичным сгибанием ног под пере-

кладину. Для противодействия силе тяжести и центробежной силе инерции в основной части упражнения (вниз головой) необходимо удерживать таз у грифа перекладины. Гимнаст завершает оборот, удерживая тело прямым или слегка прогнутым.

В начале разучивания, оборот выполняют, как правило, со значительным сгибанием ног в тазобедренных суставах (ноги обгоняют тело). Эту ошибку исправляют более ранним отведением плеч назад в начале оборота. Упражнение изучается сначала на низкой перекладине, затем — на высокой. Помощь при разучивании упражнения оказывается «подкруткой», а в конце оборота — поддержкой под грудь.

Освоение упражнений на высокой перекладине начинается с разучивания размахивания. Существует два способа размахиваний — изгибами и подтягиванием.

При первом способе гимнаст, находясь в положении виса, быстро поднимает ноги (приблизительно до угла 90°) и сразу же отводит их назад. Далее без паузы подносит ноги к перекладине на уровне коленей с последующим энергичным разгибанием в тазобедренных и плечевых суставах в направлении вверх- вперед.

При втором способе требуется ускоренное подтягивание. Не разгибая рук, гимнаст энергично сгибается с отведением плеч назад, бросковым движением направляет тело вверх-вперед и переходит в вис.

Особенностью хлестообразной техники размахиваний является энергичное сгибательно-разгибательное движение ног в тазобедренных суставах, обеспечивающее перераспределение кинетической энергии между звеньями кинематической цепи и соответственно большую скорость и амплитуду движений при размахивании.

Овладев размахиванием, можно приступать к разучиванию подъема разгибом (рис. 62). Используя мах вперед, гимнаст подносит ноги вплотную к перекладине и, дождавшись начала маха назад, энергично разгибается в тазобедренных суставах с одновременным нажимом на перекладину прямыми руками. Это техническая основа упражнения. В ходе разгибания гриф перекладины как бы скользит по передней поверхности голеней и бедер. Типичныс ошибки подготовительных действий — недостаточное приближение ног к перекладине и преждевременное начало разгибания, с нарушением должного ритма.

При разучивании упражнения весьма полезна проводка гимнаста на низкой перекладине с помощью одного-двух человек. Помощь оказывается подталкиванием снизу в область таза в момент разгиба.

Мах дугой в вис из упора (рис. 63) — связующий элемент для выполнения ряда более сложных упражнений. В начальной части упражнения (переход из упора в вис согнувшись) важна согласованность движений ног и туловища, исключающая преждевременное опускание таза с отрывом от оси вращения. Разучивать мах дугой в вис удобно на средней перекладине (200—210 см) при помощи преподавателя, который поддерживает гимнаста одной рукой под плечо, а другой — под таз.

Соскок дугой из упора начинается так же, как и мах дугой в вис. Поскольку выполнение основных действий предполагает более крутую траекторию полета, от исполнителя требуются более активные разгибание в тазобедренных суставах и натяжение грифа снаряда в направлении пазад-кпизу. Следует помнить о трудностях, связанных с приземлением. Попытка ускорить включение зрительного контроля опусканием головы к груди рефлекторно ведет к сгибанию и, как следствие, к «перекруту».

При освоении высоко-далекого полета и стабильного устойчивого приземления полезно многократно повторять соскок через веревку, натянутую перед перекладиной на том же уровне или несколько выше.

Соскок махом вперед является одним из самых простых соскоков с высокой перекладины (рис. 64). В подготовительных действиях гимнаст энергично сгибается в тазобедренных суставах, затем резко разгибается. Благодаря этому значительно облегчается выполнение основного броскового движения ног по ходу маха, бросковое движение ног завершается их быстрым и энергичным разгибанием, обеспечивающим смену общего направления вращения тела. Этот механизм «контрвращения» составляет суть технической основы соскока.

Соскок махом назад (рис. 65) выполняется махом назад из виса. Гимнаст, проходя вертикальное положение, хлестообразным движением ног усиливает мах и одновременно нажимает руками па перекладину, поднимая плечи и спину. В конечной точке маха (желательно около горизонтали) руки одновременно (акцентированно) отпускают перекладину и отводятся назад, гимнаст как бы «застывает» в полете в прогнутом положении. Затем следует приземление. Страховку выполняют стоя сбоку под перекладиной, одной рукой — под грудь, другой — под спину.

Где разрешена музыка и что общего у бревна с айфоном? Самый удобный гид по спортивной гимнастике

Важные вводные: в мужском многоборье представлено шесть видов программы, в женском — четыре. Вольные упражнения и опорный прыжок являются общими для обоих полов, а вот все снаряды — уникальны. Мужчины соревнуются на параллельных брусьях, кольцах, перекладине и коне, женщины — на бревне и разновысоких брусьях.

Опорный прыжок

Есть выражение, что гимнастика начинается с опорного прыжка. Именно эта дисциплина обычно открывает программу любых соревнований. Опорный прыжок начинается с разбега и отталкивания о пружинящий мостик, выполняющий роль трамплина, затем следует отталкивание от специального гимнастического снаряда, акробатические элементы в воздухе и приземление.

Что такое акробатические элементы? Сальто, пируэты, вращения, повороты — все то, что составляет техническую сложность программы спортсмена.

Читать еще:  Дыхательная гимнастика стрельниковой сайт

Длина дорожки для разбега, высота трамплина и снаряда для отталкивания четко регламентированы правилами. На Олимпиаде 2000 в Сиднее из-за неправильно установленного снаряда (всего 5 сантиметров от нормы) несколько спортсменок успели получить серьезные травмы вплоть до переломов, пока организаторы разобрались, в чем именно проблема.

Самые распространенные ошибки, которые может увидеть даже новичок, — согнутые колени, разведенные ноги во время акробатических элементов, неточное приземление после прыжка — на колени или спину. Наказывается также заступ ногой за линии, которые ограничивают дорожку.

Ниже показан опорный прыжок с ошибкой на приземлении.

Вольные упражнения

Все, что нужно для вольных упражнений, — гимнастический ковер и хорошо подготовленный спортсмен. Ковер представляет собой квадратный помост размерами 12 на 12 метров с дополнительным метровым бордюром безопасности, изготовленный из специального материала с покрытием, предотвращающим ожоги кожи от трения.

Спортсмен выполняет кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках — динамические и статические элементы, элементы на гибкость и так называемые диагонали — связки из разных элементов, выполняемые от одного угла ковра до другого.

Что ценится в вольных упражнениях? Чистота элементов, отсутствие ошибок на приземлениях, рациональное использование всей площадки ковра. Самые грубые нарушения, которые приводят к серьезным потерям в оценке — падения и заступы за пределы ковра.

В выступлениях женщин оценивается также хореографическая составляющая — в программе используются танцевальные па (движения. — «Матч ТВ»), немного напоминающие художественную гимнастику. Вольные упражнения у женщин — единственный вид спортивной гимнастики, в котором разрешено музыкальное сопровождение.

Параллельные брусья

Упражнения на брусьях сочетают в себе силовые и маховые элементы. Организация этого снаряда позволяет спортсмену использовать элементы из самых разных структурных групп. В комбинацию входят также статические положения — угол, стойка на руках, горизонтальные упоры, элементы над и под жердями, элементы большим махом, элементы в упоре и упоре на руках, элементы с вращением по сальто и без. Комбинацию венчает соскок, который должен быть сложным и чистым.

Правилами определена высота брусьев от пола — 200 см, от матов — 180 см и ширина — 60 см.

Основу упражнений составляет упор — рабочее положение на брусьях, хорошо знакомое обывателю по технике обычных отжиманий. При упоре на руках плечи лежат на жердях.

Элементы на брусьях выполняются как в классическом положении поперёк, так и продольно на одной жерди.

Перекладина

Перекладина — знакомый гимнастический снаряд даже для тех, кто вообще не занимался профессиональным спортом — в школе почти все сдавали на физкультуре подтягивания и подъем переворотом. Перекладину, или турник, в том или ином виде можно увидеть в любом спортзале, на любой площадке.

Перекладина — стальной стержень толщиной в 2,8 сантиметра и длиной в 240 сантиметров, установленный на высоте 278 сантиметров. Она стоит на вертикальных стойках и закреплена стальными растяжками.

Упражнения на перекладине включают вращения вокруг жерди, перелеты с прерыванием хвата, демонстрацию разных хватов и висов. Касание снаряда телом запрещено. Подъем на перекладину гимнаст осуществляет при помощи ассистента.

Последним чемпионом Олимпийских игр на перекладине от России на данный момент является Алексей Немов, победивший в Сиднее в 2000 году.

Кольца

Кольца — единственный подвижный снаряд в спортивной гимнастике. Он представляет собой два кольца диаметром 18 сантиметров, закрепленные на специальных тросах на высоте 5,75 метров над полом.

На кольцах выполняют статические и динамические элементы — подъёмы, обороты и выкруты. В конце упражнения спортсмен делает акробатический соскок. Кольца требуют от гимнаста большой физической силы, причём для статических элементов даже больше, чем для динамических.

Статический элемент считается засчитанным, если он удерживается не менее чем 2 секунды.

До 2000 года конь использовался не только как самостоятельный снаряд, но и как приспособление для отталкивания в опорном прыжке.

Для производства коня используется металл, дерево и пластик — из металла делается подставка, из пластика или дерева — основа коня, которая обшивается нескользящим эластичным материалом, и две ручки. По правилам ФИС (Федерации гимнастики. — «Матч ТВ»), к коню предъявляются следующие требования:

  • длина коня — 160 см,
  • ширина — 35 см,
  • высота ручек — 12 см,
  • расстояние между ручками — от 40 до 45 см

Гимнаст на коне выполняет махи и круги ногами, делает так называемую «проходку» — последовательность движений, когда спортсмен перемещается руками по всей поверхности коня.

Оценка за элемент зависит от его сложности и от того, на какой зоне снаряда он выполняется.

Разновысокие брусья

Разновысокие брусья представляют собой две жерди длиной 240 сантиметров, установленные параллельно, но на разной высоте. Упражнение состоит из наскока, оборотов и махов, полетных элементов и соскока.

Разновысокие брусья — коронный вид для российской гимнастки Алии Мустафиной. Она дважды олимпийская чемпионка именно на брусьях.

Бревно

Бревно — коварный снаряд длиной 5 метров и шириной всего 10 сантиметров, установленный на высоте 125 сантиметров от пола.

Что такое 10 сантиметров? Это на 2 сантиметра меньше длинной стороны айфона 5s и на сантиметр меньше стандартной шариковой ручки. На обтянутом замшей или кожей брусе в 10 сантиметров, где простому смертному даже стоять было бы тяжело, гимнастка выполняет сальто, кувырки, перевороты и статические элементы. Стоит ли говорить, что главным фактором чистого упражнения является равновесие, а потеря равновесия неминуемо приводит к снижению оценки, особенно если заканчивается падением гимнастки с бревна.

Упражнение на этом снаряде состоит из трех этапов — подъем на бревно, последовательность элементов и завершающий соскок.

С 10 по 14 апреля в польском Щецине пройдет чемпионат Европы по спортивной гимнастике. От сборной России там выступят:

Мужчины — Иван Стретович, Никита Нагорный, Артур Далалоян, Денис Аблязин, Дима Ланкин, Владислав Поляшов

Женщины — Ангелина Мельникова, Ангелина Симакова, Мария Пасека, Анастасия Ильянкова

Спортивная гимнастика. Программы и соревнования. Особенности

Спортивная гимнастика (от слова «gymnazo», что в переводе с греческого означает «упражняю, тренирую») — старейшее направление в спорте, подразумевающее тренировки и состязания на гимнастических снарядах. Она пользуется большой популярностью и выступает основой других дисциплин, включена в систему физподготовки спортсменов самых разных направлений.

По гимнастическому многоборью атлеты соревнуются в рамках Олимпиады и международных чемпионатов. Это очень красивый вид спорта, собирающий миллионы зрителей, восхищающихся силой и грацией гимнастов.

История становления

Спортивная гимнастика получила распространение еще в древние века. У греков она выступала обязательной составляющей тренировки атлетов перед Олимпийскими играми. С окончанием эпохи античности о гимнастике позабыли, но в 14-15 в.в. большое значение приобрело физвоспитание личности и упражнения на снарядах снова выдвинулись на первый план.

В 19 в ряде европейских государств уже проходили турниры по разным гимнастическим программам. А в 1896 г спортивная гимнастика получила Олимпийский статус. Женское многоборье представлено на Олимпиаде с 1928 г.

С 1903 г регулярно проходят мировые чемпионаты, среди представительниц прекрасной половины — с 1934 г.

В нашем Отечестве спортивная гимнастика получила распространение в 18 в. благодаря Петру I и Суворову А.В. Первое время ее основы применялись при тренировке солдат.

В 19 в. в Питере открылись курсы гимнастики, где обучение длилось два года. В 1883 г в Москве сформировалось «Русское гимнастическое общество» под руководством В.А. Гиляровского, а на Страстном Бульваре открылся спортзал, оснащенный на деньги энтузиастов.

В 1885 г в Москве были проведены первые состязания. В 1889 г гимнастические упражнения стали частью обязательной программы обучения для мужчин. С начала 20 в по всей стране открывались гимнастические клубы и секции, систематически проходили чемпионаты.

В период СССР спортивная гимнастика приобрела массовость. В 1928 г. прошла Первая Всесоюзная Спартакиада среди юношей, а в 1932 г. состоялось Второе Всесоюзное первенство, где показали себя и девушки. С 1933 г. чемпионаты по гимнастике в Союзе приобрели систематический характер, а в 1934 г введено звание заслуженного мастера спорта.

Читать еще:  Дыхательная гимнастика стрельниковой польза и вред

В 1949 г Федерация спортивной гимнастики СССР вошла в мировое сообщество. С 1952 г. отечественные атлеты выступают на Олимпиаде, с 1954 г. — на мировых состязаниях, а с 1955 — на европейских первенствах.

Программы

Гимнастическое многоборье подразделяется на женское и мужское.

Девушки демонстрируют на помосте:
  • Упражнения на разновысоких брусьях, на бревне и вольные.
  • Опорные прыжки.
Выход юношей подразумевает:
  • Упражнения на параллельных брусьях, на коне, кольцах, перекладине и вольные.
  • Опорные прыжки.
Брусья

Это приспособление из двух перекладин с овальным сечением и металлической основы. Их высота для юношей 1,75 м, для девушек 1,65 и 2,45 м.

На брусьях гимнастки показывают обороты вокруг обеих перекладин, вращения с руками и без них, акробатические элементы. Юноши демонстрируют упоры и стойки на руках, вращения, махи.

Упражнения выполняются как над, так и под перекладинами и завершаются эффектным соскакиванием.

Вольные упражнения

Демонстрируются на гимнастическом ковре. Ковер выполнен из шерсти или синтетики. Его покрытие позволяет отталкиваться и мягко приземляться. Выполнение комбинаций сопровождается музыкальным аккомпанементом. Атлеты демонстрируют акробатические элементы (кувырки, шпагаты, стойки, сальто и др.). Оценка выставляется за сложность, качество выполнения и оригинальность программы. Юноши выступают 1,10 мин., а девушки — 1,5 мин.

Опорный прыжок

Представляет собой прыжок с разбега за счет вспомогательной опоры. Атлет разгоняется на специальной дорожке, опирается сначала ногами на мостик, а потом руками на снаряд. Этот снаряд располагается для юношей на высоте 1,35 м и параллельно дорожке, а для девушек — на высоте 1,25 м под углом 90 градусов к дорожке.

Прыжки исполняются прямо, с переворотом, в виде сальто и другими способами. Оцениваются высота и дальность прыжка, сложность, качество выполнения и приземления. Атлеты могут сделать только одну попытку, а атлетки — две, за них высчитывается средний балл.

Бревно

Предназначено только для гимнасток. Это снаряд длиной 5 м, установленный на высоте 1,25 м. На бревне девушки демонстрируют различные комбинации из танцевальных движений, прыжков, сальто, растяжек, и других акробатических элементов, выполняемых стоя, сидя или лежа. Важными показателями выступают баланс, гибкость, элегантность исполнения.

Конь

Это спортивный снаряд с ручками высотой 1,05 м, на котором выступают гимнасты. Они демонстрируют вращения ног и корпуса, махи и т.п., задействуя при этом все части коня.

Кольца

Закрепляются на двух тросах на 2,55 м над поверхностью пола и обладают подвижностью. На них мужчины показывают свою силу и пластику, выполняя подъемы, обороты и выкруты. Гимнаст соскакивает с колец, в конце выступления, посредством любого акробатического элемента. А занять исходную позицию перед началом выступления ему может помочь ассистент.

Перекладина

Это стальная полированная штанга, зафиксированная на двух стойках. Высота крепления составляет 2,55 м. Атлет показывает разнообразные вращения, хваты и переходы между ними, не касаясь при этом поверхности снаряда своим телом. В конце ему необходимо сделать эффектный соскок.

Судейство и система оценок

Спортивная гимнастика подразумевает присутствие на состязаниях коллегии из девяти судей: главного и еще восьми, отвечающих за конкретные снаряды. Двое из них оценивают сложность, а шестеро — технику выполнения упражнений.

Оценка за сложность выставляется судьями сообща по шкале из 10 возможных баллов. Затем отсюда вычитаются баллы за недочеты, допущенные гимнастом (0,1 — за некритичную ошибку и 0,4 — за серьезную). Если имело место падение, это обойдется атлету в минус 0,5 балла. Для подстраховки гимнастов, у снаряда всегда присутствует ассистент, но если в процессе выступления спортсмен прибегнул к его помощи, он теряет 0,4 очка. Оценка снижается в случае превышения времени, отведенного на выступление, а также при заступе за ковер.

Техника оценивается каждым из шести судей независимо от коллег. Затем из этих оценок высчитывается общая (за минусом максимальной и минимальной).

Спортивная гимнастика на соревнованиях
Спортивная гимнастика на мировых первенствах представлена в виде 4-х этапов:
  1. Предварительный. Индивидуальные и командные выступления атлетов, победители которых выходят в финал.
  2. Командный финал проходит среди выявленных победителей отдельно для гимнастов и гимнасток.
  3. Абсолютное первенство — персональные показы 36 лучших гимнастов.
  4. Первенство в отдельных видах. За него борются по 8 атлетов из числа тех, кто заработал максимальные оценки за конкретные виды упражнений на первом этапе состязаний.

В командном и личном зачете у атлетов имеется только один подход к каждому снаряду (за исключением женских опорных прыжков).

Виды комбинаций, демонстрируемых на снарядах, выбирают сами спортсмены. Но все они обязаны отвечать установленным к выступлению требованиям касаемо типа упражнений и их сложности.

На больших турнирах выступают одновременно десять команд (по числу снарядов): 6 мужских и 4 женских. По окончании одной программы, команда приступает к другой. Максимальное число сборных на Играх — 24 (поровну женских и мужских).

СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ

Упражнения на перекладине

Упражнения на перекладине, которые входят в мужское гимнастическое многоборье, очень разнообразны по характеру и трудности исполнения. Наиболее характерной отличительной чертой движений на перекладине является их динамичность, движение тела по инерции.

Основные упражнения

Вис. При висе необходимо достичь максимально возможного оттягивания всех звеньев тела от опоры. Характерный признак правильности выполнения виса — предельно поднятые и сведенные к голове плечи. Правильный хват характеризуется тем, что кисти располагаются на грифе на расстоянии меньше ширины плеч, т.е. слегка сближены, при этом голова незначительно наклонена вперед. Сгибание или прогибание в висе считается ошибкой.

Последовательность обучения: имитация виса в стойке руки вверх; то же, но с гимнастической палкой; то же, но стоя у гимнастической стойки; вис на перекладине.

Размахивание изгибами в висе. В положении виса гимнаст поднимает ноги до положения угла, затем резким движением выполняет мах ногами назад, при этом прогибаясь. Во время маха ногами назад таз и плечи смещаются вперед. Закончив мах назад, гимнаст выполняет движение в обратном направлении: опять сгибание в тазобедренных суставах, плечи подаются назад (так повторяются махи неоднократно).

Последовательность обучения: освоить правильный вис на перекладине; выполнить размахивание изгибами в висе с помощью; выполнить размахивание изгибами самостоятельно.

Размахивание изгибами и мах дугой. Данные действия предполагают набор маха достаточной амплитуды. При размахивании изгибами после положения маха ногами назад и прогибания гимнаст вслед за этим вновь сгибается, при этом стремясь как можно быстрее поднести ноги к грифу перекладины. Одномоментно со сгибанием ног в тазобедренных суставах выполняется и сгибание в плечевых суставах. Разгибание ног идет вперед и вверх с сильным нажатием руками на гриф перекладины. Конечное положение будет правильным, если гимнаст окажется в крайней точке маха вперед, а затем должен следовать мах назад.

Страховка и помощь. Стоя слева (справа), одной рукой поддерживать под спину, другой под бедра.

Последовательность обучения: приобрести правильную рабочую осанку в висе; освоить размахивание изгибами в висе на перекладине (движения должны быть ритмичными, с правильным движением всех частей тела); освоить размахивание изгибами и мах дугой с помощью, затем самостоятельно.

Размахивание в висе. Данное упражнение применяется в начале обучения. Из крайнего положения маха назад гимнаст начинает движение маха вперед абсолютно прямым телом. Проходя положение вертикали, гимнаст начинает сгибаться в тазобедренных, а затем в плечевых суставах, посылая ноги вверх-вперед. Мах назад из конечной точки маха вперед выполняется гимнастом без каких-либо сгибаний, лишь во второй половине маха гимнаст приподнимается плечами вверх, при этом перехватывая кисти.

Страховка и помощь. Стоя сзади гимнаста, выполняющего размахивания, быть готовым предупредить его срыв на махе назад.

Последовательность обучения: освоить предыдущие упражнения; выполнение пассивного маха в висе, при этом сохраняя правильную осанку (выполнять упражнение с помощью, затем самостоятельно); освоить поддержание амплитуды маха и правильной осанки (это достигается путем выполнения активных махов); освоить размахивание полностью, при этом добавляя активный мах назад с помощью (на этом этапе необходимо уточнить движение кистями); освоить размахивание самостоятельно.

Читать еще:  Стойки в гимнастике

Соскок махом назад из размахиваний в висе выполняется тогда, когда гимнаст делает последний мах назад. В конце данного движения гимнаст отводит ноги назад до прогибания. Одновременно с этим он активно нажимает руками на опору, поднимает плечи и голову вверх.

Затем, отпуская гриф, гимнаст начинает движение в безопорной фазе (положение рук вверх-наружу).

Страховка и помощь. Страховать так же, как и при размахивании в висе, не допуская падения в случае преждевременного срыва кистей с опоры.

Последовательность обучения: освоить размахивания в висе; освоить соскок махом назад с помощью небольшой амплитуды; освоить соскок махом назад с максимальной амплитудой с помощью и самостоятельно.

Соскок махом вперед из размахиваний в висе. Имеется несколько разновидностей соскоков махом вперед. Чем больше амплитуда махового движения, тем выше трудность выполнения этого упражнения.

Приводим соскоки различной трудности: соскок махом вперед из размахиваний изгибами; соскок махом вперед из размахиваний в висе; соскок углом после больших оборотов назад.

Рассмотрим технику выполнения соскока махом вперед, выполняемого со средней амплитудой маха, т.е. из размахиваний в висе: проходя вертикаль (положение виса), гимнаст посылает ноги вверх-вперед, при этом сгибаясь в тазообедренных и плечевых суставах, далее следует резкое разгибание до полного прогибания и одновременно отводятся руки назад за голову, после этого отпускается гриф и гимнаст заканчивает упражнение приземлением.

Последовательность обучения: в висе стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии шага прогибание и с толчком рук переход в стойку руки вверх (обратить внимание при этом на правильность отталкивания руками); имитация сгибания и разгибания в тазобедренных суставах при соскоке махом вперед из предыдущего исходного положения; из виса спиной к гимнастической стенке, прогибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, соскок махом вперед, имитация движений при соскоке махом вперед из размахиваний в висе; с трамплина, отстоящего от перекладины на расстоянии 1—1,5 шага, толчком обеих ног прыжок в висе и соскок махом вперед; из размахиваний в висе соскок махом вперед с помощью, а затем самостоятельно.

Из упора ноги врозь правой спад назад в вис согнувшись и подъем правой в упор ноги врозь. Подъем правой выполняется после движений гимнаста с различной амплитудой (из виса стоя с разбега, из размахиваний изгибами, из размахиваний в висе, после спадов из упора). Наиболее простой вариант выполнения данного элемента — подъем одной после спада назад из упора ноги врозь.

Из упора ноги врозь, теряя равновесие, гимнаст наклоняет голову вперед, сгибается в тазобедренных суставах и по мере ускорения спада отводит таз от грифа перекладины. Выполнив в положении виса согнувшись ноги врозь мах вперед, пройдя вертикаль, гимнаст на махе назад выполняет разгибание в тазобедренных и плечевых суставах. При переходе из виса в упор нельзя отводить сзади находящуюся ногу от грифа перекладины.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, со стороны свободной ноги, одной рукой поддерживать снизу под бедро, другой — под спину.

Последовательность обучения: освоить махи вперед и назад в положении виса согнувшись ноги врозь с помощью; освоить спад назад из упора ноги врозь и описанные выше махи в висе согнувшись ноги врозь; из виса согнувшись ноги врозь вис прогнувшись ноги врозь и обратно; из виса согнувшись ноги врозь на махе вперед вис прогнувшись ноги врозь — на махе вперед вис согнувшись; из виса согнувшись ноги врозь подъем правой (левой) в упор ноги врозь с помощью; из упора ноги врозь спад назад в вис согнувшись и подъем правой (левой) в упор ноги врозь с помощью, а затем самостоятельно.

Подъем разгибом (после размахивания) (рис. 193). После прохождения нижней вертикали гимнаст, не задерживаясь в положении прогнувшись, резко выполняет сгибание в тазобедренных суставах и подносит середину голени к грифу перекладины при сильном махе (при слабом — стопы ног). С началом маха назад продолжаются сгибание в плечевых и разгибание в тазобедренных суставах. Ноги, не отрываясь от грифа, скользят по нему, при этом, надавливая прямыми руками на гриф в направлении книзу, при активном сгибании кистей гимнаст выходит в упор.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой помогать, поддерживая гимнаста под спину, другой снизу под бедра.

Последовательность обучения: из виса углом, опираясь стопами о мат, сгибая ноги в коленях, прогнуться, голова на груди (стопы при этом не отрывать от мата); при выполнении данного упражнения после разгибания как можно быстрее поднести прямые ноги к перекладине; из виса стоя (на низкой перекладине) с разбега выполнить вис согнувшись; из виса согнувшись с помощью выполнить махи вперед и назад и подъем разгибом в упор; из виса на высокой перекладине с помощью сгибания и разгибания в тазобедренных суставах и отведения прямых рук назад; прыжок в вис углом с трамплина, отстоящего от перекладины на расстоянии одного шага, и разгибание под перекладиной, подъем разгибом в упор с помощью; из размахиваний в висе (небольшая амплитуда движений) подъем разгибом в упор с помощью, затем самостоятельно.

Оборот назад в упоре выполняется после отмаха ногами назад. Оборот начинается с движения плечами назад; миновав вертикальное положение, гимнаст приближает таз и создает упругую жесткость в тазобе-

Рис. 193. Подъем разгибом (после размахивания) дренных суставах напряжением окружающих его мышц для последующего вращения вокруг грифа перекладины прямым телом. Голова при этом удерживается в естественном относительно туловища положении. Завершатся оборот незначительным прогибанием тела и остановкой в упоре.

Страховка и помощь. Стоя сбоку и спереди, одной рукой удерживать обратным хватом за предплечье, другой помогать выполнить гимнасту отмах, затем прижимать ею таз гимнаста к грифу перекладины.

Последовательность обучения: освоить правильную осанку в упоре на перекладине; из упора отмах в соскок, не отпуская хвата руками; отмах назад и опускание в упор; оборот назад в упоре с помощью (без предварительного маха); оборот назад в упоре с предварительным махом назад с помощью, затем самостоятельно.

Мах дугой (рис. 194). Из упора, посылая ноги вперед под перекладину, слегка согнуться в тазобедренных суставах и, опустив голову на грудь, начать движение наоборот назад в упоре. Достигнув положения вниз головой, мягко отвести руки назад за голову, сохраняя тело слегка согнутым, и «выбросить» его в направлении вперед и вверх. Все тело при этом должно оказаться в положении крайней точки маха вперед, при этом прогибание тела недопустимо. Для этого рекомендуется обучающимся смотреть на носки своих ног.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, при разгибании ногами поддерживать руками под спину, при махе назад не допускать падения в случае преждевременного срыва кистей с опоры.

Последовательность обучения: освоить правильную позу для выполнения маха дугой; мах дугой из упора на низкой перекладине с помощью; мах дугой из упора на высокой перекладине с помощью, затем самостоятельно.

Из упора соскок дугой. Техника выполнения данного элемента сходна с махом дугой до положения гимнаста вниз головой. Как только плечевая ось гимнаста пройдет нижнюю вертикаль, следует энергичное, полное разгибание в тазобедренных суставах, голова отводится назад и, отпуская гриф перекладины, сохраняя в полетной фазе прогнутое положение, гимнаст приземляется.

Страховка и помощь. Стоя сбоку и спереди, одной рукой обратным хватом удерживать гимнаста за предплечье, другой под бедра снизу.

Последовательность обучения: из виса стоя лицом к перекладине с прыжка соскок дугой с помощью; то же, но через веревочку, натянутую перед перекладиной на расстоянии метра (высота веревки варьируется); из упора соскок через веревочку с помощью; из упора на низкой перекладине соскок дугой с помощью и самостоятельно; из упора на высокой перекладине соскок с помощью, затем самостоятельно.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию