Дыхательная гимнастика горячий чай
Развитие речевого дыхания с помощью игры
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Цель дыхательных упражнений — увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.
- «Пчёлка, лети!»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Отчего цветок дрожит?
Посредине кто жужжит?
Я приблизилась слегка,
Пчелка взмыла в облака!
В небо синее пчела.
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
В воду с брызгами — бултых!
Греется на солнышке,
Думает, что в лодочке!
- «Божья коровка полети на небо»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Полети на облачко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде – бобы,
В лесу – ягоды, грибы,
В роднике – водица,
Во поле – пшеница.
Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три. Не успела!
Божья коровка моя улетела!
Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Много чёрных точек.
Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Жила была стрекоза
Длинные крылья, большие глаза
Утром проснется, росой обольется
В зеркальце мило себе улыбнется
Как я красива право сказать,
Ни передать, ни пером описать.
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички.
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .
Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует а «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».
«Подуем на листочки»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
- «Огонечек пляшет»
Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой) .
Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.
Детский сад №46 Кировского района Санкт-Петербурга
Поиск по сайту.
Сейчас на сайте
Версия для слабовидящих
«Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология»
«Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология»
Цель: Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
— использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики дома с детьми;
— показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний.
Я предлагаю вам ознакомиться и самим научиться дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения и навыки дома. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть темы.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время отмечается увеличение детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, снижением сопротивляемости организма.
Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Сейчас существует много здоровьесберегающих технологий. Наряду с общепринятыми мероприятиями (утренняя зарядка, физическая деятельность, прогулки, закаливание после дневного сна) эффективной профилактикой снижения заболеваемости детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.
Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми дошкольного возраста.
Дыхательное упражнение «Поезд»
Ход игры : Поезд подаёт сигнал. Вдох — Тянут «ту-у-у-у» — выдох
Он стоять уже устал. Вдох — Произносят «чух-чух-чух» — выдох
Набирает поезд ход. Произносят на выдохе с ускорением «пш-пш-пш» — выдох
Быстро едет он вперёд.
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики Вдох — Тук-тук, тук-тук, тук-тук. — выдох
Дыхательное упражнение «Что мы чувствуем в лесу»
Ход игры :
— Вдохните воздух. Чем может пахнуть в лесу?
Ответы: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
— Что можно увидеть в лесу?
Ответы: Везде снег и на земле и на деревьях.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Оборудование: панно с прикрепленными снежинками.
Ход игры : (вдох носом, выдох через рот, шумный с вытянутыми в трубочку губами)
Снежинок много я собрала,
Ветерочком легким стала.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Дыхательное упражнение «Кто здесь спрятался?»
Оборудование: На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги.
Ход игры : Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
А на зимнюю полянку
Зайки прыгать стали
(одевает на руку перчатку-зайку)
Дыхательное упражнение «Теплое – холодное дыхание»
Ход игры :
— Жарко заиньке в теплой шубке, давайте, ребятки, подуем на зайку?
Носиком вдыхаем ,
Громко выдыхаем . (холодное дыхание)
Зайка: Что-то холодно мне, погрейте меня.
— Носиком вдыхаем ,
Тихо выдыхаем . (теплое дыхание)
Зайка: Вот спасибо, ребятки!
Дыхательное упражнение «Воздушный футбол»
Оборудование: футбольное поле, мяч, трубочки для коктейля для каждого игрока
Ход игры : в начале игры мяч находится в центре поля. По команде игроки начинают на него дуть с помощью трубочек для коктейля. Задача каждого игрока — загнать мяч в ворота противника. После «гола» мяч снова возвращается в центр поля. В игру играют вдвоем или вчетвером, (разбившись на 2 команды) определенное время или до нужного количества голов, о котором игроки договариваются заранее.
Дыхательное упражнение «Вьюга»
Оборудование: бутылка с пенопластом внутри, трубочки для коктейля.
Ход игры : Делаем глубокий вдох через нос, дуем в трубочку, создавая тем самым бурю в бутылке.
— Посмотрите, вьюга успокоилась и на нашем пути чей-то домик.
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?
Дыхательное упражнение «Берлога»
Оборудование: предметная картинка, вата.
Ход игры : Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.
Дыхательное упражнение «Мишка»
Мишка очень шишки любит,
Угощу его я скорей.
Благодарен мне он будет,
Сразу станет подобрей.
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Ход игры : Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
— Посмотрите, впереди большая горка. А вот и лисята-шалунишки весело катаются на горке.
Лисята на горку сели,
Сейчас им я помогу
С ветерочком прокачу.
Дыхательное упражнение «Горка»
Оборудование: горка, игрушки
Ход игры : Задача ребенка – сдуть киндер-игрушку с горки.
— Долго с вами мы гуляли, пора и возвращаться. Посмотрите, а наши рукавички все в снегу.
Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»
Оборудование: варежки с привязанными к ним снежинками
Ход игры : ребенок носом вдыхает воздух , складывает губы трубочкой и пытается сдуть снежинку с варежки. Игра может носить соревновательный характер, у кого быстрее получится сдуть снежинку.
Дыхательное упражнение «Горячий чай»
Оборудование: кружки с «горячим «чаем
Ход игры : взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует. Если все выполняется верно, то «пар» отклоняется от чашки.
Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
И в заключении я хочу вас информировать о том, что, дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Памятка по проведению дыхательной гимнастики
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
— учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
— затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики на Лето
Июнь (1-2 недели)
Комплекс №19
Тема: «Времена года. Лето».
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «На лужайке»
На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке)
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке)
В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз);
Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз);
«Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать передними зубками
Упражнения для языка
«Язычок в чащобе»-протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза);
Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности;
«Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5).
«Вкусное варенье»-облизать губы вкруговую;
«Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.
«Подать состав — убрать состав
Дыхательная гимнастика:
Работа над силой голоса.
Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».
«Самолет»
Полетим на самолете,
Будем сильными в полете.
И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.
1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);
Июнь (3-4 недели)
Комплекс № 20
Тема: «Откуда хлеб пришёл?»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим, (В правой ладошке «мешают» указательным по тарелке дадим. пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке.
Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.)
«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)
чередование упражнений «Оскал» — «Рупор» (бублик).
Упражнения для языка
Чередование упражнений «Лопатка» — «Колышек» — «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза)
«Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз).
«Паровоз» (3 раза выкатить состав).
Дыхательная гимнастика:
Развитие физиологического дыхания
Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)
«Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).
Июль (1-2 недели)
Комплекс № 21
Тема: «Речные рыбы»
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изоб-
Рыбке весело играть. ражают, как плавает рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) Рыбка быстро уплыла.
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка» — медленно, 10 раз.
«Грибочек» — 5 раз под счёт от 1 до 5-10.
«Гармошка» — 10 раскрытий рта.
Чередование упражнений «Блинчик» — «Блинчик с вареньем» — 5 раз.
«Барабанщик». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд — тдд — тдд».
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
«Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).
Июль (3-4 недели)
Комплекс № 22
Тема: «Животные жарких стран»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики
Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд – живое чудо.
Два горба есть у верблюда.
Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с
загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Жираф. Сжать пальцы в кулак,
чуть – чуть приподняв мизинец
и указательный палец.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки.
Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох».
Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Упражнения для языка
Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка»)
Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта.
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Психогимнастика. Пластические этюды
Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.
Август (1-2 недели)
Комплекс № 23
Тема: «Инструменты»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед.
А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.)
Повар леща берёт
И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.)
Бросает в котёл поленья.
В печку кладёт варенье. (Загибают указательный палец.)
Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.)
Угли бьёт поварёшкой. (Загибают безымянный палец.)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)
И очень доволен он! (Разводят руками.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)
Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».
Упражнения для языка
Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.
Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.
Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.)
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» — выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, — сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.
Август (3-4 недели)
Комплекс № 24
Тема: «Посуда. Продукты питания».
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже?
Язык «чешкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»).
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»
- Денис Жилин 2 лет назад Просмотров:
1 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ» Подготовил: воспитатель Овчинникова Ольга Владимировна Цель: повышение компетенции педагогов по профилактике речевых нарушений. Необходимое оборудование: игра «Воздушный футбол»; мобиль; игра «Самый быстрый карандаш»; игра «Остуди чай!»; картотека речевых игр по лексическим темам. Форма организации: «круглый стол». Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система — это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Недостатки детского дыхания можно преодолеть: 1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха; 2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. Упражнения необходимо проводить только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут, с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
2 дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые мы используем в своей группе: — Мобиль: пособие на котором, в зависимости от сезонов меняются детали, на которые ребенку предлагается подуть (осенью листочки; зимой снежинки; весной цветочки; летом цветы и бабочки). — «Воздушный футбол» Цель: развитие сильного плавного выдоха. Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из кубиков конструктора. Ход игры: — Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик. Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
3 — «Самый быстрый карандаш» Цель: развитие длинного и плавного выдоха. Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу. — «Остуди чай!» Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование: стаканчики из цветного картона. Ход игры: — Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам — дуть я предлагаю!
4 Так же можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания, которые подобраны в соответствии с лексической темой: Тема «Посуда, пища» Пьем коктейль через трубочку.(вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» Тема «Бытовая техника и инструменты» Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» «Вжи-вжа-вжо». Тема «Весна» Диалог Зимы и Весны Говорит Весна: Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ: Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда: С крыши капает вода? Да! Да! Да! Да! Тают горки во дворах? Ах! Ах! Ах! Ах! А на речке треснул лед? Вот так! Так вот! А. Лойко Тема «Дикие животные жарких стран» Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»). Рычание тигра и тигренка.
5 Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр громко, низким голосом, тигренок тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление). Тема «Дикие животные» Ежики принюхиваются. Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. — «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?» Тема «Дом» Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, тртий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся). Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!». Тема «Домашние животные» Развитие речевого дыхания и Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Телѐнок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.) Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.) Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле». Тема «Домашние птицы». Птичьи голоса.
6 Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?» Тема «Зима» Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с». Тема «Овощи». Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки. Тема «Семья» Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!» Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, ктакту». Тема «Транспорт» Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш. Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
7 Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо». Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би». Тема «Фрукты» Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом. Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция стоять прямо. Поднять руки вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!» Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-оо-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-авап!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.) Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!» Тема «Человек». Развитие переключаемости органов артикуляции Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности). Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а». Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.) Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»