Харам халяль таблица
Что нельзя употреблять в пищу мусульманам
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Хадис от Табарани гласит:
«Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода. «.
Поэтому команда Islam.Global решила разработать международный сервис поиска работы для мусульман и онлайн-знакомств для правоверных. К сожалению, наших собственных средств для такой масштабной задачи не хватает. Поэтому мы, уважаемые пользователи, обращаемся к Вам с просьбой финансово поддержать наше начинание.
Уверены, что Ваша помощь не останется не замеченной Всевышним. Ведь Он в Своей Книге сказал:
«Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (сура «Бакара», аят 82).
Цель: | 780 000 |
---|---|
Собрано: | 57 408 |
Осталось: | 722 592 |
Поддержать |
Каким аятом или аятами обоснован запрет на мясо рептилий?
Ассаламу алайкум, можно ли есть креветки или крабов, я просто не понял, мне друг сказал что они запрещены, можете пожалуйста рассказать они запрещены или нет.
Основные 10 правил ХАЛЯЛЯ И ХАРАМ
Ислам регулирует отношения человека в жизни халялем и харамом, и управляет, но очень деликатно. Эти требования основываются на шариате согласно Корану и Сунне. Ниже предлагаем основные вердикты, утвержденные единым мнением исламских ученых:
1. Все, что не запрещено, является халялем
Основой всего является халяль. Таким образом, все вещи, отношения или поклонения измеряются в соответствии с шариатом, и если они не нашли доказательств несоответствия, то это халяль.
2. Власть запрета или дозволения принадлежат только Аллаху
Каждый вердикт о халяле и хараме основывается на Коране и Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), потому что, кроме Аллаха, никто не имеет право давать статус харам или халяль.
3. Запрет халяля, одобрение харама подобно ширку
Ширк ‒ это приобщение к Аллаху сотоварищей и поклонение им. Поклонение ‒ это жизнь согласно законам Создателя. Разрешая запрещенное Аллахом и запрещая разрешенное Аллахом, подобно ширку в связи с безразличным отношением к вердикту Аллаха.
4. Польза халяля и вред харама
Аллах объяснил причины харама и халяля, а также есть случаи и без объяснений. Современные научно-технические достижения доказывают пользу халяля и вред харама. Каждое решение шариата идет только на благо человечества, но отступничество и отторжение от этого решения считается вредом.
5. Путь к хараму тоже харам
Деяние, само по себе не являющееся запретным, но приводящее к хараму, является харамом согласно шариату. Например, по шариату рука женщины не является ауратом. Но нельзя обмениваться рукопожатием и целоваться с чужой женщиной (даже если это не входит в аурат). Это приводит к неправильным действиям.
6. Добрые намерения не меняют харам на халяль
В исламе каждое действие оценивается намерением. Но не разрешается делать харам с добрым намерением. Например, пить водку для того, чтобы друзья не обиделись. В итоге харам с добрым намерением не считается халялем.
7. Предотвращение гипотезы – предотвращение харама
До конца не изученное считается гипотезой, и оно на сегодняшний день встречается часто среди продуктов питания. Обычный мусульманин не может определить различные комбинации физических, технологических и других добавок. Для чего и рекомендуется мусульманам избегать предположений.
8. Харам: запрещено всем (харам везде считается харамом)
Все люди равны перед Богом. В частности, при выполнении задач, требований и прав люди равны между собой. Лица, имеющие положение, богатство или желание, не свободны от ответственности перед Богом.
9. Необходимость нарушает харам
Аллах дает разрешение на нарушение условий харама, которые выше человеческой слабости. Например, если есть риск смерти от голода, то разрешается есть необходимое количество харама для выживания. Но объедаться или запасаться харамом строго запрещено.
10. Всегда найдется халяль вместо харама
Аллах создал все для каждого человека. Найти халяль среди его созданий легко, потому что халяля гораздо больше, чем харама. Не желающий харама всегда найдет выход к халялю.
Халяль и харам в пище и питье
О разрешенном и запрещенном в пище Всевышний Аллах сказал еще первым людям – Адаму и Еве:
Тогда сказали мы «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, чего бы ни захотелось вам, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» (Сура «Аль-Бакара»; 35)
Адам и Ева нарушили повеление Аллаха, вкусив плоды запретного дерева. Это явилось познанием первыми людьми праведности и греха (запрета). Запретная пища находилась в организме наших прародителей в течение одного месяца. С тех пор обряд испытания человека на богобоязненность и праведность в виде поста стал для верующих фарзом (обязательным). Излишества и неразборчивость в еде и питье усиливают страсти в человеке и являются орудием шайтана являющийся главным и явным врагом всему человечеству. Соблюдая пост и употребляя халяльные продукты питания, верующий помогает и себе, и Всевышнему подавить шайтана. А тому, кто окажет помощь Аллаху, тоже обещана помощь.
Как сказано в досточтимом Коране: «О те, которые уверовали! Если вы будете помогать религии Всевышнего Аллаха, то и Он поможет вам и укрепит ваши стопы». (сура «Мухаммад», 7)
В этом отношении пост является щитом для верующего человека помогаю в первую очередь себе способствует покорению своих страстей, а также предостережению от зла искусителя и совращающего в подавлении врага Всевышнего и является оказанием помощи.
Ведь Всевышний Творец повелевает в первую очередь и обращается ко всему человечеству со словами «О люди! Вкушайте на этой земле что дозволено (Халяль) и чисто (Тайб) и не следуйте по стопам шайтана, подлинно, он для вас явный враг». (сура «Аль-Бакара»; 168)
Верующий мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны Самим Всевышним Создателем, заветы которого он чтит, уважает и выполняет.
Как сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему. (сура «Аль-Бакара»; 172-173)
В Священном Коране разрешенная Всевышним Творцом пища называется «благом», т.к. она несет баракат тому, кто ее вкушает. Халяльная пища означает и экологическую чистоту, и духовную пользу человеку, несет ему физическое и нравственное здоровье. С экологической точки зрения халяльные продукты обеспечивают организм человека всеми полноценными ингредиентами, необходимыми для его жизнедеятельности: белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д. Для изготовления мясных продуктов используются только здоровые животные, выращенные в экологически чистых регионах и разделанные в соответствии с требованиями Ислама.
Мясо «Халяль» не содержит в себе вредных веществ и гормонов страха, возникающих при обычных методах забоя, поскольку забой животного происходит более гуманным и без стрессовым способом. И, наконец, в мясопродуктах «Халяль» нет сои и трансгенных добавок, которые получены путем мутации. Духовная сторона разрешенной пищи неразрывно связана с физической. Для духовного развития Всевышний Творец даровал религию, где четко прописал все обязанности и запреты. Выполнение верующим всех предписанных Всевышним Аллахом религиозных ритуалов, всех фарзов (обязательное), ваджибов (необходимое), суннатов (дополнительное), мустахабов (поощряемое) успокаивают душу человека, в дальнейшем влияя на его тело и давая ему силы и энергию. Как гласит пословица: «В здоровом теле – здоровый дух».
Как сказал досточтимый пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если ты хочешь, чтобы твои мольбы были приняты Всевышним, пусть твоя пища будет только благой». Следуя заветам нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), употребление разрешенной пищи крайне важно для достижения человеком духовного и физического совершенства.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕ «ХАЛЯЛЬ»
В священном Коране Всевышний Аллах четко оговорил эти требования, указав верующим, что есть халяль, а что — харам. Это означает, что разрешено все, кроме того, что явно запрещено. Аллах указывает в Коране: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие…» (сура «Маида»; 3 аят)
Рассмотрим подробнее то, что категорически запрещено мусульманам.
МЕРТВЕЧИНА
К ней относятся все животные, которые умерли своей естественной смертью, и те, что были убиты не по мусульманской, христианской, иудейской традиции. Мертвечиной так же считаются трупы животных, которые умерли в результате какого-то несчастного случая или от ран, в которые попали микробы.
КРОВЬ
Канонически запретна та кровь, что выливается самостоятельно при перерезании шейных артерий животного или птицы во время совершения ритуального забоя в соответствии с каноническими требованиями Ислама. Кровь, в случае ее употребления в пищу, наносит огромный вред здоровью. В крови содержится большое количество мочевой кислоты, бактерий и вирусов. Поэтому Ислам запрещает употреблять кровь в пищу.
СВИНИНА
Свинья – это единственное животное, которое выделено отдельным упоминанием в Священном Коране, как категорически неупотребляемое в пищу. Никакие компоненты свиньи (мясо, сало, жир, кости, кожа, волосяной покров и т.д.) не могут использоваться в мясомолочном производстве, как и в любом ином. В организме свиньи живет большое количество разного рода паразитов, свинья подвержена целому ряду заболеваний. Эти паразиты и болезни передаются человеку вместе с употреблением в пищу мясом свиньи и вызывают серьезные заболевания, например, трихиниллёз. На сегодняшний день только в США количество больных этой болезнью достигает 28 млн. человек. Наиболее опасными паразитами в мясе свиньи являются также круглые ленточные, легочные, почечные, и другие черви, которые поражают различные органы человека, а также является биологическими переносчиками различных инфекционных заболеваний. Всевышний Аллах запретил человеку есть свинину, заботясь о нем и оберегая его от несчастий.
СПИРТНОЕ, даже в небольшом количестве. Как сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (сура «Аль-Маида»; 90-91)
Исходя из божественных слов Всевышнего Аллаха, употребление спиртных напитков и торговля ими является для мусульманина большим грехом. Исламские ученые единодушны в том, что человек, отрицающий запретность употребления спиртного, является неверным (кяфиром). Почему Всевышний Аллах запретил употребления спиртного? Дело в том, что человек – это наивысшее творение Аллаха, который наделил его разумом, знаниями. Этим человек отличается от всех других творений Всевышнего. Спиртное же лишает человека высшего дара Творца – разума, который удерживает от совершения грехов. Употребление спиртных напитков в котором есть зло и являющийся матерью всех злодеяний, как сказал досточтимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал верующих: «Аллах проклял опьяняющие напитки и тех, кто их употребляет и угощает, продает и покупает, изготавливает и просит изготовить, приносит и просит принести». В другом хадисе сказано: «Все опьяняющие напитки запрещены. Поистине, тех, кто употребляет опьяняющие напитки, Великий и Могучий Аллах обещал напоить «тына аль-хабаль». Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Что такое «тына аль-хабаль»? Он ответил: «Пот обитателей ада». По словам Полсанника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пьяница не войдет в Рай.
ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
К ним относятся: волк, лев, тигр и им подобные, и хищные птицы: сокол, ястреб, орел и другие. Ислам запрещает есть мясо птиц и животных, имеющих когти и клыки. Сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Запрещена вам всякая птица с когтями и всякий хищный зверь с клыками». Вышеперечисленные запреты, касающиеся мяса и жира, распространяются и на вспомогательное сырье и материалы, такие как добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки, желатиновые загустители и другое.
ПРОЦЕСС УБОЯ СКОТА И ПТИЦЫ
Обязательным условием в процессе убоя скота и птицы является выражение намерения (нията) и проговаривания слов в процессе ритуального забоя «БисмиЛлях, Аллаху Акбар» одновременно с перерезанием основных шейных артерий и пищевода. Перерезание должно проходить единожды, без промедления и перерыва. После того, как основная часть крови вытекла, и животное или птица полностью обескровлена, и нет признаков жизни, можно приступить к разделыванию туши. Мясо морских животных и рыбы является абсолютно разрешенным и не требует специального ритуала. Сказал Аллах Всевышний: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения… Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие…» (сура «Аль-Ан’ам»; 118, 121)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСОПРОДУКТОВ
Специальных канонических требований к оборудованию нет, главное, чтобы на одном и том же оборудовании не производилась одновременно халяльная и нехаляльная продукция. Если оборудование применялось в производстве нехаляльной продукции, то для его канонической пригодности необходима тщательная санитарная обработка. Документальным подтверждением является документ соответствия продукции «халяль» требованиям соответствующих религиозных организаций, которые ведут контроль от начала цикла до его завершения, т.е. выпуска готовой продукции – «Свидетельство» или сертификат соответствия продукта «Халяль» — «Положение о порядке организации производства». Все вышеуказанные запреты в пище необходимы в том случае, если у верующего есть выбор между халялем м харамом: «Он уже разъяснил вам, что вам запрещено, если вы к этому не будете приневольны» (сура «Аль-Ан’ам»; 119) Всевышний Аллах одарил нас великой милостью, даровал нам ризк-средства к существованию, определил для нас – что можно есть, а что нельзя, проявив заботу и милосердие к Своим рабам: «Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (сура «Аль-Араф»; 10)
Но дав нам пропитание, Всевышний предупреждает: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (сура «Аль-А’раф»; 31)
Употребляя в пищу только то, что разрешено Всевышним Аллахом, и избегая харама, верующий исполняет приказы Всевышнего Творца, выражает Ему свою покорность и богобоязненность. А значит, будет в числе спасенных: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Аль-Анфаль»; 2-4)
Ринат-хазрат РАЕВ, Главный муфтий Уральского региона, Председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей
Халяль и харам в пище и питье
О разрешенном и запрещенном в пище Всевышний Аллах сказал еще первым людям – Адаму и Еве:
Тогда сказали мы «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, чего бы ни захотелось вам, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» (Сура «Аль-Бакара»; 35)
Адам и Ева нарушили повеление Аллаха, вкусив плоды запретного дерева. Это явилось познанием первыми людьми праведности и греха (запрета). Запретная пища находилась в организме наших прародителей в течение одного месяца. С тех пор обряд испытания человека на богобоязненность и праведность в виде поста стал для верующих фарзом (обязательным). Излишества и неразборчивость в еде и питье усиливают страсти в человеке и являются орудием шайтана являющийся главным и явным врагом всему человечеству. Соблюдая пост и употребляя халяльные продукты питания, верующий помогает и себе, и Всевышнему подавить шайтана. А тому, кто окажет помощь Аллаху, тоже обещана помощь.
Как сказано в досточтимом Коране: «О те, которые уверовали! Если вы будете помогать религии Всевышнего Аллаха, то и Он поможет вам и укрепит ваши стопы». (сура «Мухаммад», 7)
В этом отношении пост является щитом для верующего человека помогаю в первую очередь себе способствует покорению своих страстей, а также предостережению от зла искусителя и совращающего в подавлении врага Всевышнего и является оказанием помощи.
Ведь Всевышний Творец повелевает в первую очередь и обращается ко всему человечеству со словами «О люди! Вкушайте на этой земле что дозволено (Халяль) и чисто (Тайб) и не следуйте по стопам шайтана, подлинно, он для вас явный враг». (сура «Аль-Бакара»; 168)
Верующий мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны Самим Всевышним Создателем, заветы которого он чтит, уважает и выполняет.
Как сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему. (сура «Аль-Бакара»; 172-173)
В Священном Коране разрешенная Всевышним Творцом пища называется «благом», т.к. она несет баракат тому, кто ее вкушает. Халяльная пища означает и экологическую чистоту, и духовную пользу человеку, несет ему физическое и нравственное здоровье. С экологической точки зрения халяльные продукты обеспечивают организм человека всеми полноценными ингредиентами, необходимыми для его жизнедеятельности: белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д. Для изготовления мясных продуктов используются только здоровые животные, выращенные в экологически чистых регионах и разделанные в соответствии с требованиями Ислама.
Мясо «Халяль» не содержит в себе вредных веществ и гормонов страха, возникающих при обычных методах забоя, поскольку забой животного происходит более гуманным и без стрессовым способом. И, наконец, в мясопродуктах «Халяль» нет сои и трансгенных добавок, которые получены путем мутации. Духовная сторона разрешенной пищи неразрывно связана с физической. Для духовного развития Всевышний Творец даровал религию, где четко прописал все обязанности и запреты. Выполнение верующим всех предписанных Всевышним Аллахом религиозных ритуалов, всех фарзов (обязательное), ваджибов (необходимое), суннатов (дополнительное), мустахабов (поощряемое) успокаивают душу человека, в дальнейшем влияя на его тело и давая ему силы и энергию. Как гласит пословица: «В здоровом теле – здоровый дух».
Как сказал досточтимый пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если ты хочешь, чтобы твои мольбы были приняты Всевышним, пусть твоя пища будет только благой». Следуя заветам нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), употребление разрешенной пищи крайне важно для достижения человеком духовного и физического совершенства.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕ «ХАЛЯЛЬ»
В священном Коране Всевышний Аллах четко оговорил эти требования, указав верующим, что есть халяль, а что — харам. Это означает, что разрешено все, кроме того, что явно запрещено. Аллах указывает в Коране: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие…» (сура «Маида»; 3 аят)
Рассмотрим подробнее то, что категорически запрещено мусульманам.
МЕРТВЕЧИНА
К ней относятся все животные, которые умерли своей естественной смертью, и те, что были убиты не по мусульманской, христианской, иудейской традиции. Мертвечиной так же считаются трупы животных, которые умерли в результате какого-то несчастного случая или от ран, в которые попали микробы.
КРОВЬ
Канонически запретна та кровь, что выливается самостоятельно при перерезании шейных артерий животного или птицы во время совершения ритуального забоя в соответствии с каноническими требованиями Ислама. Кровь, в случае ее употребления в пищу, наносит огромный вред здоровью. В крови содержится большое количество мочевой кислоты, бактерий и вирусов. Поэтому Ислам запрещает употреблять кровь в пищу.
СВИНИНА
Свинья – это единственное животное, которое выделено отдельным упоминанием в Священном Коране, как категорически неупотребляемое в пищу. Никакие компоненты свиньи (мясо, сало, жир, кости, кожа, волосяной покров и т.д.) не могут использоваться в мясомолочном производстве, как и в любом ином. В организме свиньи живет большое количество разного рода паразитов, свинья подвержена целому ряду заболеваний. Эти паразиты и болезни передаются человеку вместе с употреблением в пищу мясом свиньи и вызывают серьезные заболевания, например, трихиниллёз. На сегодняшний день только в США количество больных этой болезнью достигает 28 млн. человек. Наиболее опасными паразитами в мясе свиньи являются также круглые ленточные, легочные, почечные, и другие черви, которые поражают различные органы человека, а также является биологическими переносчиками различных инфекционных заболеваний. Всевышний Аллах запретил человеку есть свинину, заботясь о нем и оберегая его от несчастий.
СПИРТНОЕ, даже в небольшом количестве. Как сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (сура «Аль-Маида»; 90-91)
Исходя из божественных слов Всевышнего Аллаха, употребление спиртных напитков и торговля ими является для мусульманина большим грехом. Исламские ученые единодушны в том, что человек, отрицающий запретность употребления спиртного, является неверным (кяфиром). Почему Всевышний Аллах запретил употребления спиртного? Дело в том, что человек – это наивысшее творение Аллаха, который наделил его разумом, знаниями. Этим человек отличается от всех других творений Всевышнего. Спиртное же лишает человека высшего дара Творца – разума, который удерживает от совершения грехов. Употребление спиртных напитков в котором есть зло и являющийся матерью всех злодеяний, как сказал досточтимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал верующих: «Аллах проклял опьяняющие напитки и тех, кто их употребляет и угощает, продает и покупает, изготавливает и просит изготовить, приносит и просит принести». В другом хадисе сказано: «Все опьяняющие напитки запрещены. Поистине, тех, кто употребляет опьяняющие напитки, Великий и Могучий Аллах обещал напоить «тына аль-хабаль». Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Что такое «тына аль-хабаль»? Он ответил: «Пот обитателей ада». По словам Полсанника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пьяница не войдет в Рай.
ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
К ним относятся: волк, лев, тигр и им подобные, и хищные птицы: сокол, ястреб, орел и другие. Ислам запрещает есть мясо птиц и животных, имеющих когти и клыки. Сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Запрещена вам всякая птица с когтями и всякий хищный зверь с клыками». Вышеперечисленные запреты, касающиеся мяса и жира, распространяются и на вспомогательное сырье и материалы, такие как добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки, желатиновые загустители и другое.
ПРОЦЕСС УБОЯ СКОТА И ПТИЦЫ
Обязательным условием в процессе убоя скота и птицы является выражение намерения (нията) и проговаривания слов в процессе ритуального забоя «БисмиЛлях, Аллаху Акбар» одновременно с перерезанием основных шейных артерий и пищевода. Перерезание должно проходить единожды, без промедления и перерыва. После того, как основная часть крови вытекла, и животное или птица полностью обескровлена, и нет признаков жизни, можно приступить к разделыванию туши. Мясо морских животных и рыбы является абсолютно разрешенным и не требует специального ритуала. Сказал Аллах Всевышний: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения… Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие…» (сура «Аль-Ан’ам»; 118, 121)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСОПРОДУКТОВ
Специальных канонических требований к оборудованию нет, главное, чтобы на одном и том же оборудовании не производилась одновременно халяльная и нехаляльная продукция. Если оборудование применялось в производстве нехаляльной продукции, то для его канонической пригодности необходима тщательная санитарная обработка. Документальным подтверждением является документ соответствия продукции «халяль» требованиям соответствующих религиозных организаций, которые ведут контроль от начала цикла до его завершения, т.е. выпуска готовой продукции – «Свидетельство» или сертификат соответствия продукта «Халяль» — «Положение о порядке организации производства». Все вышеуказанные запреты в пище необходимы в том случае, если у верующего есть выбор между халялем м харамом: «Он уже разъяснил вам, что вам запрещено, если вы к этому не будете приневольны» (сура «Аль-Ан’ам»; 119) Всевышний Аллах одарил нас великой милостью, даровал нам ризк-средства к существованию, определил для нас – что можно есть, а что нельзя, проявив заботу и милосердие к Своим рабам: «Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (сура «Аль-Араф»; 10)
Но дав нам пропитание, Всевышний предупреждает: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (сура «Аль-А’раф»; 31)
Употребляя в пищу только то, что разрешено Всевышним Аллахом, и избегая харама, верующий исполняет приказы Всевышнего Творца, выражает Ему свою покорность и богобоязненность. А значит, будет в числе спасенных: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Аль-Анфаль»; 2-4)
Ринат-хазрат РАЕВ, Главный муфтий Уральского региона, Председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей